В этой статье расскажем, как нестандартными способами побудить целевую аудиторию говорить о вашем товаре или услуге.
Buzz-маркетинг — это метод продвижения на основе создания информационных поводов, инициирования слухов и обсуждений, которые привлекают внимание целевой аудитории к определенному продукту или компании. Слово в переводе с английского языка означает «гул» или «шум». Основная идея стратегии заключается в том, чтобы вызвать общественный интерес и создать волну обсуждений вокруг бренда.
Для достижения этой цели применяются различные инструменты и каналы коммуникации. Это могут быть провокационные заявления, нестандартная реклама, неожиданные новшества или оригинальные маркетинговые приемы. Главное — это вызвать эмоции и заинтересовать людей, чтобы они начали обсуждать то, что предлагает бренд.
Ярким примером такого подхода служат эпатажные действия Илона Маска. Он известен смелыми проектами, неожиданными поступками и острыми заявлениями по разным вопросам. Все эти события стали предметом активного обсуждения в средствах массовой информации и социальных сетях. Илон Маск мастерски использует сенсационный маркетинг для продвижения себя и своих продуктов.
Виды buzz-маркетинга
Основоположником такого подхода стал Марк Хьюз, автор книги «Buzz-маркетинг: заставьте людей говорить о своих вещах». Он предлагает классификацию из шести категорий кампаний, которые побуждают ЦА обсуждать различные темы:
-
Табу. Этот триггер способен сильно будоражить, поэтому многие крупные бренды нередко касаются в своих рекламных материалах острых тем, таких как смерть, сексуальность или национальные различия. Подобные провокации с большой долей вероятности привлекут внимание и вызовут обсуждение. Однако обращаться к табу необходимо с особой осторожностью. Здесь все решают нюансы, умение балансировать на грани. Если же не соблюсти «дозировку», упоминание чувствительных тем может привести к негативным последствиям для репутации компании.
-
Возмутительные. В этом случае бренд инициирует конфликт или громкий инцидент, который вызывает общественное недовольство. Примерами могут служить эпатажное поведение знаменитостей, громкие судебные разбирательства между брендами и известными личностями, а также неоднозначные рекламные кампании. Все это порождает обилие обсуждений и слухов.
-
Необычные. В этом случае действия бренда не укладываются в привычный порядок вещей и не соответствуют стереотипам. Оригинальные рекламные кампании, странный дизайн или неожиданный подход к услугам вызывают острый интерес ЦА. Люди охотно делятся информацией о необычных находках.
Такой подход часто используется в партизанском маркетинге, когда рекламные конструкции вписываются в городскую среду там, где аудитория этого не ожидает.
-
Примечательные. Бренд предлагает клиентам немного больше, чем они ожидают. Это может быть дополнительная ценность, уникальный опыт или внезапные подарки. Подобная щедрость со стороны компании побуждает покупателей рассказывать о своем положительном опыте другим. Таким образом, клиент становится сторонником бренда и начинает продвигать его среди своих знакомых.
-
Смешные. Использование юмора в рекламной кампании создает положительные эмоции и способствует запоминаемости торговой марки. Забавные ролики, ироничные слоганы и курьезные названия товаров веселят аудиторию и вовлекают ее в процесс взаимодействия с брендом.
-
Секретные. Кампании с элементами тайны можно разделить на две категории. Первая подразумевает раскрытие секретов. Обычно это подается под видом случайной утечки информации — например, слив нового дизайна продукта или слухи об участии знаменитостей в рекламной кампании. Вторая категория создает таинственный ореол вокруг товара с помощью интригующих тизеров и намеков на нечто скрытое, что побуждает аудиторию искать информацию и строить теории.
Методики buzz-маркетинга
Неслучайно другое название термина — маркетинг слухов или сенсаций. Эта стратегия использует инструментарий «сарафанного радио», вирусного продвижения и партизанского маркетинга. Способов инициировать шумиху вокруг бренда немало. Рассмотрим основные из них:
Событийный маркетинг
Организация мероприятий, на которых ЦА получает уникальный опыт, может стать отличным способом привлечь внимание. Центрами притяжения большого количества людей становятся креативные арт-пространства, музыкальные фестивали, воркшопы или необычные праздники. Об интересных событиях посетители охотно рассказывают своим друзьям и делятся впечатлениями в социальных сетях.
Вирусный контент
Это видеоролики, фотоизображения и мемы, которыми пользователи активно делятся в социальных сетях. Вирусный контент способен вызывать у зрителей яркие эмоции: радость, ностальгию, сопричастность, удивление. Это формирует эмоциональную связь с компанией и побуждает распространять такие материалы.
Вирусный контент не ограничивается только веселыми, провокативными или социальными видео. Эстетически привлекательная, занимательная и полезная инфографика также активно распространяется среди друзей, коллег и публикуется в соцсетях и блогах.
Подпишитесь на нас в Telegram
Получайте свежие статьи об интернет-маркетинге и актуальные новости о наших готовых решениях
Инфлюенс-маркетинг
Задействуйте знаменитостей и лидеров мнений для продвижения. Участие известной личности в рекламной кампании или сотрудничество со звездой в работе над продуктом привлечет внимание к вашему бренду.
Коллаборации с микроинфлюенсерами, которые имеют небольшую, но преданную аудиторию, также могут быть весьма эффективными. Считается, что их отношения с подписчиками более доверительные и близкие. Поэтому рекомендации от таких блогеров вызывают большую лояльность аудитории.
Акции и конкурсы
Включите игровые элементы в свою маркетинговую стратегию: проведите творческие состязания, викторины, интерактивные мероприятия. Для этого также можно разработать специальное приложение. Этот подход помогает запустить тематические материалы в соцсетях, установить более тесный контакт с аудиторией и повысить лояльность.
Например, коллекционные игрушки в розничных сетях не только привлекают аудиторию, но и побуждают покупать больше. Они способствуют обсуждению акции с другими клиентами. Люди охотно делятся друг с другом информацией о собранных коллекциях, обмениваются дублями и даже продают особо редкие призы.
Принцип дефицита
Выпустите ограниченный тираж товара, предоставьте самым преданным клиентам ранний или эксклюзивный доступ к продукту. Дефицит вызывает повышенный интерес. Люди наверняка захотят похвастаться покупкой одежды и обуви из лимитированной коллекции или пригласительными билетами на закрытую вечеринку.
Многие бренды применяют концепцию FOMO — страха упущенной выгоды. Люди опасаются пропустить что-то важное и ценное, поэтому они покупают товары, которые сейчас на пике популярности или находятся в дефиците, следят за обновлениями в социальных сетях торговых марок, знаменитостей или даже случайных людей.
Чтобы вызвать рост продаж благодаря FOMO, фирмы выпускают лимитированные серии товаров, делают отдельные модели недоступными для большинства клиентов, а также проводят акции с ограниченным сроком и количеством участвующих позиций.
Community-маркетинг
Сформируйте сообщество преданных клиентов на платформе социальных сетей. Подключайте игровые механики, отвечайте на вопросы пользователей, предоставляйте полезный контент и запускайте челленджи. Создайте коммьюнити, где можно найти единомышленников, обсудить возникающие проблемы и поделиться впечатлениями о ваших товарах или услугах.
Достоинства и недостатки buzz-маркетинга
Основная цель такого подхода — запустить активное обсуждение вокруг продукта. Различными способами аудиторию провоцируют на эмоции с целью завладеть ее вниманием, вызвать отклик и заставить говорить о продукте. У этой стратегии есть как сильные, так и слабые места.
Плюсы buzz-маркетинга:
-
Обеспечивает широкий охват.
-
Позволяет привлечь новых клиентов, которых трудно было бы найти другими способами.
-
Повышает узнаваемость и число упоминаний бренда.
-
Формирует эмоциональный контакт между ЦА и компанией.
-
Повышает вовлеченность и создает лояльное коммьюнити вокруг бренда.
-
Снижает затраты на продвижение, поскольку информация распространяется самими клиентами или журналистами.
Минусы buzz-маркетинга:
Заключение
Как видите, buzz-маркетинг сочетает в себе как неоспоримые достоинства, так и определенные риски, самый меньший из которых — трата усилий впустую, а наибольший — репутационные потери для бренда. Такой подход требует продуманного сценария и, возможно, немного пойманной в нужное время удачи.
В любом случае имеет смысл присмотреться к методикам buzz-маркетинга и выбрать из них наиболее подходящие для своей компании. Стоит взвесить все плюсы и минусы разных способов. Так, допустим, использование табу может вызвать большой эффект, но непредсказуемо по последствиям, а ставка на дополнительную ценность для клиента выглядит не так броско, зато это менее рискованный, стабильный вариант. Или другой пример: воздействие тизера или слухов продлится недолго, а вот лояльное коммьюнити может приносить бренду пользу значительно дольше, однако его постоянно нужно поддерживать. Также важно сочетать buzz-маркетинг с иными способами продвижения и всегда заботиться о качестве самого продукта и хорошем сервисе.