Из статьи вы узнаете, как найти грамотного фрилансера, который сумеет качественно и в срок выполнить работу. Мы расскажем о правилах найма специалиста, постановки задач и контроля соблюдения дедлайна.
Изучение рынка
Перед началом поиска фрилансера соберите информацию о сфере, которая вас интересует.
Например, если вам нужно разработать сайт, изучите информацию о CMS, критериях оценки дизайна и функционала портала. Также рекомендуем проанализировать рынок, узнать актуальные зарплаты веб-мастеров и найти сведения о почасовых ставках исполнителей на биржах фриланса. Благодаря полученным знаниям вы сможете четко поставить задачу разработчику.
Задачи данного этапа:
-
Понимание примерной стоимости проекта.
-
Формирование требований к исполнителю.
-
Определение уровня квалификации веб-мастера: джун, мидл или сеньор.
Разработка технического задания
Составьте список требований к работе. Например, техническое задание по созданию сайта должно содержать следующие пункты:
-
дизайн;
-
адаптация под мобильные устройства;
-
типы и версии браузеров для корректной работы;
-
функционал;
-
параметры хостинга;
-
нагрузка, которую должен выдерживать сайт.
При заказе текста у копирайтера в ТЗ прописывайте следующее:
Техническое задание не должно содержать субъективных запросов, так как на их оценку влияют взгляды человека. Например, нельзя требовать «использовать красивый шрифт». Говорите конкретно, чтобы не было недопониманий. Например, укажите: баннер нужно оформить с помощью Gabriola. Требования объективного характера легко проверяются на этапе создания макета.
Фрилансер работает по техническому заданию. Если результат отвечает требованиям, нужно принять проект.
Подробное и четкое ТЗ — гарантия соответствия работы ожиданиям. Добавляйте в техническое задание референсы, которые вас впечатлили. Так исполнитель поймет нужный стиль.
Для составления ТЗ к крупному проекту рекомендуем обратиться за помощью к специалистам. За это придется заплатить, но вы сэкономите средства и нервы в будущем.
Выбор типа исполнителя
При поиске фрилансера нужно отталкиваться от сложности задачи, которую предстоит решить. Исполнители делятся на три группы:
-
Джуны. Они хорошо справляются с простыми проектами и качественно выполняют работу под руководством опытных коллег. Если у вас несложная задача, небольшой бюджет и невысокие требования, обращайтесь к новичкам. Например, начинающие дизайнеры разработают баннер без анимации или аватарку для группы в соцсети. Главное — предоставить им референсы.
-
Мидлы. Исполнители с опытом работы в офисе или на фрилансе от 2–3 лет. Отлично справляются с проектами средней сложности и типовыми задачами. Например, разработают сайт с простым функционалом на базе CMS. При найме таких фрилансеров проверьте подлинность их портфолио, запросите резюме, почитайте отзывы заказчиков, проведите собеседование.
-
Сеньоры. Специалисты высокой квалификации с репутацией в профессиональном сообществе, имеют большой опыт работы и хорошее портфолио. Сеньоры ведут сайты и блоги, преподают курсы, выступают на конференциях. Такие исполнители работают с эксклюзивными проектами и большими бюджетами. Взамен заказчик в срок получает качественную работу. Если ваш проект относится к сложным и нестандартным, сеньор выполнит его за соответствующее вознаграждение.
Таким образом, для простой работы с небольшими требованиями и бюджетом подойдут джуны, для типового проекта невысокой стоимости — мидлы. Если вы ищите исполнителя для оригинальной задачи с нестандартным подходом, вам нужен сеньор. Да, он обойдется дорого, но результат будет полностью соответствовать вашим ожиданиям.
Способы поиска и выбора исполнителя
Чтобы найти фрилансера, используйте следующие каналы:
-
Сарафанное радио.
-
Биржи фриланса — вариант для найма джунов и мидлов.
-
Профессиональные сообщества и форумы, где обитают сеньоры. Выбирать нужно из старожилов: они активны и имеют высокую репутацию.
-
Традиционные сервисы поиска работы. Здесь большой выбор исполнителей на долгосрочные проекты.
-
Специализированные сервисы для фрилансеров.
Отберите кандидатов, которые интересно оформили свой аккаунт. Далее займитесь сбором дополнительной информации:
-
Найдите учетные записи фрилансера в соцсетях. Изучите его публикации. Если вы распознали фейковую страницу, отказывайтесь от работы с исполнителем.
-
В одном поисковом запросе укажите адрес электронной почты кандидата, а в другом — его ФИО. Вы получите информацию о профессиональных сообществах, в которых зарегистрирован исполнитель. Проанализируйте его репутацию, а если поиск не дал результатов, отказывайтесь от работы с этим специалистом. Исключение — новички, которые еще не «засветились» в сети.
-
Изучите портфолио фрилансера. Напишите его клиентам письмо и уточните, сотрудничали ли они с данным исполнителем и какое впечатление он произвел. В портфолио некоторых кандидатов собраны чужие работы. Проверяйте, чтобы вас не обманули.
-
Найдите блоги кандидатов. Профессиональные исполнители увлекательно рассказывают о работе и интересно подают информацию.
Ведение переговоров
Отправьте сообщение фрилансерам, квалификация и репутация которых не вызывает у вас сомнений. Приложите к нему ТЗ: пусть оценят сроки и стоимость работы. Напишите об условиях, на которых вы готовы сотрудничать.
Изучите ответные письма. Обратите внимание на фрилансеров, которые проявляют интерес к проекту и уточняют некоторые моменты. С исполнителями, которые дают дежурные ответы из разряда «2 дня, 2000 рублей», работать не стоит. Они либо заняты, либо их не устраивает предложение.
Если проект небольшой, можно выбрать фрилансера уже на этом этапе. Достаточно собранной информации и ответа на сообщение. При поиске исполнителя крупного проекта проведите собеседование с каждым кандидатом. Подготовьте вопросы, ответы на которые будут отражать уровень профессионализма. Оптимальное время разговора с фрилансером — 15–20 минут.
Внесение предоплаты
При выполнении небольших проектов большинство фрилансеров берет аванс в размере 30–50% от стоимости заказа, крупных — от 10%. Предоплата — своеобразная страховка для исполнителя и гарантия порядочности заказчика.
Однако большой аванс может демотивировать фрилансера. К тому же есть риск нарваться на мошенника, который после получения денег просто исчезнет. Благодаря разумной предоплате исполнитель начнет работать, а вы сбережете финансы и нервы.
Построение рабочего процесса
Если задача несложная, согласуйте сроки выполнения и дождитесь результатов.
Крупный проект разбейте на части и обговорите время завершения каждого этапа. Договоритесь с фрилансером предоставлении отчетности каждые 2–3 дня. Так вы будете держать под контролем процесс. При выявлении недочетов или отклонении от ТЗ сразу сообщайте об этом исполнителю. Если он продолжит работу, переделывать придется много.
Подпишитесь на нас в Telegram
Получайте свежие статьи об интернет-маркетинге и актуальные новости о наших готовых решениях
Не стоит агрессивно критиковать результаты. Это демотивирует исполнителя и влияет на качество работы. Делайте корректные замечания. Работу сверх ТЗ оплачивайте дополнительно.
Выстраивайте с фрилансером конструктивные отношения. Если станете одним из любимых клиентов, в дальнейшем сможете получить скидки и бонусы. При следующем заказе исполнитель сможет сделать для вас срочную работу за небольшую оплату. Помните, как вы относитесь к человеку, так и он — к вам.
Правила работы с фрилансером
Ключевые принципы, на которые нужно опираться:
-
Не теряйтесь и своевременно отвечайте на сообщения. Перестанете выходить на связь — фрилансер начнет работу над другим проектом.
-
Платите вовремя, чтобы завоевать доверие исполнителя, выстроить долгосрочные отношения и рассчитывать на будущие скидки.
-
Общайтесь вежливо и корректно. Фрилансер будет вас ценить и всегда найдет время для выполнения срочного заказа по невысокой стоимости.
-
Не экономьте, чтобы не демотивировать исполнителя и получить качественный результат. Достойная оплата мотивирует специалиста выполнять работу на все 100%.
На фрилансе много профессионалов. Придерживайтесь правил работы с ними, и сотрудничество принесет только радость.