Порой сайт нужно перенести на новый домен или изменить протоколы передачи данных. В результате этих операций у веб-ресурса появляется точная копия, которую называют «зеркалом». В этой статье мы рассмотрим, что оно из себя представляет, зачем нужно, а также способы его настройки и управления.
Понятие зеркала сайта
Зеркало сайта является копией, которая частично или полностью дублирует его контент (тексты, изображения, ссылки, код HTML и стили CSS), но при этом имеет иной URL-адрес.
К примеру, у фирмы может быть веб-ресурс schastlivye-koty.ru, а вдобавок к нему портал счастливые-коты.рф. Если их контент не отличается, то алгоритмы поисковой системы будут считать эти сайты зеркальными.
Иногда копии веб-площадок создаются автоматически. Например, в случае добавления к домену префикса www появляется еще один адрес, который становится зеркалом. Однако бывают ситуации, когда необходимо намеренно создать копию сайта.
Зачем нужно зеркало сайта
Главные причины создания зеркала:
- Обеспечение резервного адреса. Многие организации таким образом страхуют себя на случай блокировки одного из доменов. Резервный адрес обеспечивает бесперебойный доступ к ресурсу для посетителей. Таким методом зачастую пользуются крупные компании. Они размещают несколько копий своей площадки на разных серверах, а если возникают проблемы с основным доменом, то быстро переадресовывают трафик на резервный.
- Смена адреса сайта или названия компании. Это может происходить из-за редизайна, ребрендинга или покупки нового красивого URL. Так некогда сайт поисковика «Гугл» имел доменное имя google.stanford.edu (потому что его создали студенты Стэнфордского университета), а уже после ресурс получил всем известный адрес google.com.
- Учитывание возможных ошибок пользователей. Люди часто неверно вводят названия компаний. Чтобы не терять трафик, фирмы делают зеркала с альтернативным доменом. Например, название маркетплейса Wildberries, нередко ошибочно пишут как «Вайлберис», «Вайлдберриз», «Валберис». В результате компания зарегистрировала несколько созвучных адресов и разместила на каждом из них зеркала, которые перенаправляют посетителей на основной сайт.
- Борьба с мошенничеством. Бренды часто приобретают группу доменов, которые похожи на основной по написанию и звучанию. Эта мера не позволяет злоумышленникам купить схожий адрес сайта (с минимальной разницей вплоть до одной буквы) для мошеннических действий. Цель последних может заключаться в том, чтобы испортить репутацию компании или обманом получить деньги пользователей.
- Обход фильтров поисковых систем. Процесс аналогичен «переезду» на иной домен: организация покупает другой адрес, переносит туда контент и настраивает директ. Однако для того, чтобы на зеркало снова не наложили санкции, нужно устранить основную причину попадания под фильтры.
- Тестирование веб-площадки. Изначально внедрять новые функции или экспериментировать с гипотезами лучше на зеркале, чтобы не подвергать риску стабильность работы основного сайта.
Разновидности зеркал сайтов
Зеркала сайтов делят на категории по различным характеристикам.
Протоколы разработки
- HTTP. Это более старый, простой и менее безопасный протокол.
- HTTPS. Он современнее аналогов, за что поисковые системы автоматически выбирают именно этот протокол.
Префикс URL
- Без префикса www. Например, домен сайта http://schastlivye-koty.ru.
- С префиксом www. В этом случае URL-адрес будет выглядеть как http://www. schastlivye-koty.ru. В качестве основного лучше использовать данный вариант.
Уровень домена
- Домен .ru. В России для основного сайта стоит использовать именно его. На этот вариант лучше реагируют поисковые роботы, также он более известен.
- Домен .рф. Выбор в его пользу имеет смысл только в том случае, если адрес с .ru уже занят.
Когда у сайтов одинаковый уровень доменов, то главным делают тот, который дольше функционирует и имеет большую посещаемость.
Определение основного зеркала сайта
Чтобы выявить главное зеркало сайта, используют различные способы. Преимущественно это делают посредством поисковых систем.
Яндекс
- Сформируйте запрос в виде url: schastlivye-koty.ru /*.
- Проанализируйте число результатов.
- Повторите запрос в ином формате, например, url: www. schastlivye-koty.ru /*.
- Главным будет зеркало с большим количеством результатов.
Google
- Введите в поисковой строке запрос в виде: site: schastlivye-koty.ru.
- Сравните количество результатов у разных вариантов сайта.
- Зеркало с максимальным показателем будет основным.
Иногда Google и Яндекс считают главной копией сайта разные площадки. В этом случае SEO-специалист должен проанализировать ситуацию и решить, как поступить.
Обычно определяют приоритетную поисковую систему, в которой больше потенциальных клиентов для бизнеса, зачастую это оказывается Яндекс. Тогда выбирают главное зеркало соответственно его показателям, а для основной копии сайта по результатам Google настраивают редирект.
Склейка зеркал сайта
Прежде чем объединить зеркала, нужно выбрать главный сайт. Процесс зависит от статуса веб-ресурса в поисковиках:
- Сайт не индексирован. Для такой площадки можно собственноручно назначить в качестве основного любое зеркало.
- Сайт проиндексирован. В таком случае лучше назначить главным зеркало с большим трафиком. Однако это приемлемо только для равнозначных копий ресурса, когда владельцу безразлично, какая из них станет основной.
- Сайт является главным. В этой ситуации нужно переназначить основное зеркало на него, даже если трафик уже идет на другую площадку.
После выбора главной копии сайта важно ее правильно настроить. С этой целью проводят установку переадресации с дополнительных зеркал. Необходимо прописать в файле .htaccess 301-й редирект на основную копию сайта. Далее нужно указать поисковикам, какое из зеркал считать главным.
Есть пошаговые инструкции для смены основной копии сайта в разных системах.
«Яндекс Вебмастер»
- Откройте «Яндекс Вебмастер» и авторизуйтесь в панели управления.
- Добавьте URL-адрес сайта. Затем подтвердите права на него, если не делали этого ранее.
- Зайдите в раздел «Переезд сайта» и обновите основной адрес. Если нужно добавить префикс www или перейти на https, то поставьте соответственно галочку.
Процесс обновления информации будет длиться несколько дней и закончится, когда робот «Яндекса» переиндексирует страницы.
Google Search Console
- Откройте Google Search Console и авторизуйтесь.
- Добавьте URL-адрес сайта и подтвердите на него права.
- Перейдите в раздел «Настройки» и выберите «Изменение адреса» (аналогично действиям в «Яндекс Вебмастере»).
Создание и настройка зеркала сайта
Создание зеркала требует нескольких шагов:
- Регистрация домена. Осуществите ее для дополнительного адреса и укажите необходимые DNS-серверы.
- Настройка хостинга. В панели управления установите адрес сайта в качестве синонима главного домена.
- Активация DNS-поддержки. Включите ее, чтобы обеспечить правильное отображение зеркала.
Настройка копии сайта включает два основных момента:
- Редирект 301. Настройте перенаправление со вспомогательного домена на главный. Это позволит избежать санкций от поисковиков и дублирования контента.
- Файл Robots.txt. Добавьте директиву Host с указанием на главный домен. Это обеспечит правильную индексацию зеркал поисковыми системами.
Оповещение поисковиков о зеркале
Уведомление обычно происходит автоматически, но иногда об изменениях приходится сообщать самостоятельно.
Чтобы оповестить Яндекс:
- Подключитесь к серверу по протоколам SSH или FTP.
- Найдите и откройте директорию www.
- Отыщите файл robots.txt и запустите его в каком-либо текстовом редакторе.
- Пропишите директиву Host после Disallow и Allow (формат www.schastlivye-koty.ru, но с URL-адресом собственного ресурса).
- Зайдите в раздел «Переезд сайта» в Яндекс.Вебмастере.
- Поставьте галочку напротив пункта «Добавить www».
Изменения станут действовать после очередной индексации ресурсов.
Чтобы оповестить Google:
- Войдите в Google Search Console и добавьте две версии адреса: с префиксом и без.
- Подтвердите права на оба ресурса.
- Откройте настройки сайта.
- Поставьте галочку напротив пункта «Отобразить URL-адреса как…» (формат www.schastlivye-koty.ru, но со своим доменом).
Заключение
Создание зеркал сайтов может происходить как автоматически, так и целенаправленно. Этот процесс должен быть под четким контролем компании. Пренебрежение управлением зеркалами может ухудшить видимость ресурса в поисковиках и привести к штрафам.