Цель бизнеса ― получение прибыли. Однако компании, которые думают только о деньгах, постепенно теряют доверие клиентов. Отойти от жестких коммерческих принципов в сторону пользы продукта или услуги поможет концепция социально-этического маркетинга. Из статьи вы узнаете, в чем заключается суть этой стратегии и как лучше ее внедрить.
Что такое социально-этичный маркетинг
Бизнес-концепция основывается на трех факторах:
Цель социально-этичных компаний ― удовлетворение запросов клиента, помощь и действие во благо общества. Зачастую эти три фактора противоречат друг другу. Например, для сохранения окружающей среды компании пользуются биоразлагаемой тарой, но она дороже пластиковых изделий. Разница в цене приводит к удорожанию продукта, из-за чего часть клиентов уходит, а прибыль падает. Кажется, что внедрение новой технологии не приносит прямой выгоды.
Однако благодаря социально-этическому маркетингу формируется положительный имидж компании, которая демонстрирует неравнодушие к судьбе будущих поколений. Такое отношение увеличивает лояльность к бренду. Со временем у компании появятся новые клиенты, которые оценят выбор фирмы.
Автор концепции социально-этического маркетинга ― Филипп Котлер. В основе идеи лежит мысль: клиенты выбирают компании, которые трудятся на благо обществу. Это означает следующее:
-
Социально-этичный бизнес закрывает потребности клиентов и учитывает при этом интересы общества. Компания направляет деньги не на популяризацию продукции, а на удовлетворение уже существующих запросов.
-
Социально-этичная компания собирает информацию о предпочтениях клиентов. Она не навязывает товар или услугу, а позволяет выбирать. При этом спокойно отходит в сторону, если клиенты не «ведутся» на маркетинговые уловки. Честная реклама ― гарантия роста доверия аудитории. Чтобы выполнить главную задачу — узнать о клиенте все ― необходимо подключить омниканальный маркетинг. Он поможет менеджерам в сборе обратной связи и донесении новостей до потребителей.
-
Социально-этичный маркетинг направлен на получение прибыли. При этом компания не только берет, но и отдает: менеджеры решают экологические проблемы, жертвуют на благотворительность, заботятся об окружающей среде.
Если говорить коротко, то концепция социально-этичного маркетинга основывается на идее компромисса между получением прибыли и искренним желанием помочь обществу.
Задачи социально-этичного маркетинга
Концепция помогает компании:
-
совершенствовать товары и услуги, чтобы удовлетворять потребности клиентов и не отставать от конкурентов;
-
расширять зону влияния;
-
налаживать связь с покупателями, работать с возражениями и негативом;
-
формировать положительную репутацию.
Для поддержки имиджа компании используйте следующие способы:
-
сбор пожертвований на благотворительные цели;
-
организация мероприятий для разъяснения принципов социально-этического бизнеса;
-
отказ от производства с использованием вредных для человека и природы веществ и испытания продукции на животных;
-
привлечение сотрудников и клиентов к процедуре сортировки отходов;
-
организация «зеленого» производства, прием и переработка пластика.
Желание соответствовать целям и задачам социально-этичного маркетинга не должно создавать помехи получению прибыли. Если следование «зеленым» принципам становится причиной убытков, ищите другой способ их воплощения в жизнь. Придерживайтесь трех ориентиров:
-
Оздоровление. Предлагайте потребителям товары и услуги, которые решат их проблемы. Не навязывайте ненужную акционную продукцию.
-
Социальный фактор. Интересуйтесь общественными проблемами и помогайте с ними справляться. Например, магазин зоотоваров может передать часть выручки в приют для животных или привлечь посетителей к сбору средств.
-
Экология. Используйте безвредное сырье, грамотно утилизируйте отходы, занимайтесь волонтерством, очищайте леса и дороги. Например, магазины электроники могут принимать б/у батарейки, а потом отдавать на утилизацию.
Специфика внедрения концепции
Существуют сферы деятельности, где сложно придерживаться принципов социально-этичного маркетинга. Например, фармацевтическим компаниям невозможно отказаться от проверки эффективности препаратов на животных. Против деятельности предпринимателей, которые разводят скот на мясо, выступают зоозащитники и веганы. Сохранить репутацию такому бизнесу помогают пожертвования средств в приюты для бездомных животных и на посадку саженцев деревьев и кустарников.
Внедрение концепции социально-этического маркетинга происходит в несколько этапов:
-
Обозначение проблемы. Например, продавцам одежды можно поддерживать детские дома или жертвовать непроданные товары нуждающимся категориям граждан.
-
Определение целевой аудитории. Выясните, кто сможет разделить принципы компании. Сейчас, например, многим интересно устойчивое развитие бизнеса и бережное отношение к природе. В сети активно обсуждают экологию, поэтому поддержка идеи бережного отношения и продвижение эко-товаров помогает создать больше точек касания с ЦА.
-
Разработка проекта. Создайте «черновик» продукта с учетом социально-этичной модели, детализируйте стратегию по привлечению целевой аудитории.
-
Внедрение проекта. Определите стоимость и дату выпуска товара, разместите информацию в общем доступе. Заявите о своей социальной позиции, найдите инвесторов и партнеров.
-
Коррекция результатов. Работайте над ошибками, если возникает необходимость, меняйте стратегию. Для оценки эффективности кампании периодически анализируйте показатели ее эффективности. Так вы сможете увидеть динамику и выявить недостатки бизнес-процесса.
Возможности применения концепции
Большинство крупных современных производителей придерживается миссии социально-этичного маркетинга. Чтобы выделиться на фоне конкурентов, амбициозные новые компании тоже выбирают эко-направление, которому уделяют особое внимание. Концепция более развита в передовых странах, в которых бизнес заботится о репутации.
Подпишитесь на нас в Telegram
Получайте свежие статьи об интернет-маркетинге и актуальные новости о наших готовых решениях
На рынке, где много зарубежных предприятий, удивить потребителей непросто. Обычный спортивный бренд не сможет конкурировать с компанией, которая финансирует спортивные школы. Аудитория предпочтет второй вариант.
Для выстраивания социально-этической стратегии воспользуйтесь следующими советами:
-
Оцените свой продукт и ЦА. Учитывайте, что потребители 18–35 лет активно заботятся о животных и природе, люди за 40 отдают предпочтение стабильности, здоровью детей и благополучию человечества.
-
Определитесь с направлением, которое будете поддерживать. За ориентир возьмите интересы целевой аудитории. Выберите 5–10 разработок и сфокусируйтесь на них в рекламе. Если вы новичок, сосредоточьтесь только на 2–3.
-
Придерживайтесь идеи. Она должна быть лейтмотивом бизнес-цепочки. Если вы пропагандируете здоровое отношение к себе и своему телу, позвольте сотрудникам и клиентам тоже это чувствовать. При поддержке равенства полов позаботьтесь о том, чтобы в вашей компании женщины и мужчины работали на сопоставимых условиях.
-
Привлекайте клиентов. Не просто жертвуйте деньги на поддержание чистоты водоемов и озеленение города, а подтягивайте покупателей. Если соберете большое количество неравнодушных клиентов, сможете запустить благотворительный проект. Объединение людей против общей проблемы повысит лояльность к бренду и позволит удержать покупателей.
-
Находите партнеров. Коллаборации повышают популярность и подтверждают благотворительную направленность мероприятия. Например, магазин передает вещи в детский дом, а тот в ответ размещает в своих социальных сетях благодарственные письма. Таким образом они формируют взаимную рекламную акцию.
Как применяется социально-этичный маркетинг в России
Концепция в нашей стране не столь распространена, как в Европе. Но постепенно она набирает популярность и становится эффективным способом привлечения целевой аудитории. Например, в некоторых магазинах продаются пакеты, деньги за которые идут в благотворительные фонды.
Яркими примерами социально-этичного маркетинга являются:
-
FixPrice. С 2014 года сеть внедряет проект «Добрые дела». Сотрудники уже провели 200 мероприятий в 60 регионах РФ, где призывали бережно относиться к окружающей среде. Участники акций оказывают помощь зоопаркам, посещают больницы, занимаются благоустройством территорий вокруг школ и детских садов.
-
Avon. Бренд поддерживает кампанию по борьбе с раком груди. Миссия основывается на пропаганде здорового отношения к телу и информировании женщин о важности регулярного обследования. Компания жертвует деньги на благотворительность в этой сфере.
-
«Яндекс». Его социальный проект «Помощь рядом» — объединение благотворительных организаций и нуждающихся. Через «Яндекс» компании поддерживают не только людей, но и животных.
-
«Чистая линия». Бренд заботится о природе и призывает людей сортировать пластиковые изделия. Сама компания сократила объем производства этого материала на 1200 тонн в год.
Многие гиганты рынка бурят скважины в регионах, где есть проблемы с водой, и полностью переводят производственные площади на солнечную энергию. Для небольших предприятий социально-этичный маркетинг начинается с малого.
Выводы
Социально-этичный маркетинг ― это концепция ведения бизнес-процессов, при которых компании думают не только о получении прибыли, но и о желаниях людей. Такая бизнес-модель предполагает не просто продажу продукции, а изучение интересов ЦА и подстройку товаров и услуг для клиентов. При этом основным лейтмотивом является миссия, которую несет компания.
Цель социально-этичного маркетинга прослеживается на каждом этапе взаимодействия с потребителем, а не только в рекламных материалах. Чтобы внедрить модель на практике, необходим глубокий анализ ЦА и ее забот. Так проще определиться с социальным направлением.