Цель любого бизнеса — получение прибыли. Но для стабильного дохода необходим контроль всех процессов. В этом помогает пайплайн продаж.
Pipeline — это инструмент, с помощью которого менеджер отслеживает статус взаимодействия с клиентом, а руководитель контролирует работу всего отдела. В этой статье вы узнаете, что такое пайплайн, как его использовать в управлении продажами и может ли он заменить CRM-систему.
Пайплайн (англ. pipeline — «трубопровод», «канал») — это таблица или отчет, с помощью которого менеджер отслеживает этапы взаимодействия с потенциальными клиентами. Его можно сравнить с воронкой продаж. Однако если последняя фокусируется на конверсии и этапах, то пайплайн визуализирует процесс заключения сделки от идеи до завершения.
Инструмент включает следующие данные:
идентификатор и название продажи;
контактные данные клиента и ответственного менеджера;
название продукта или услуги;
сумму сделки;
этапы и статусы;
вероятность закрытия сделки.
Пайплайн содержит много информации о взаимодействии с клиентами, но создать на его основе воронку продаж будет сложно. В последней нет данных для построения прогнозов взаимодействия с клиентом. При этом цель пайплайна — оценка качества и количества сделок в реальном времени, а также составление сценариев сотрудничества на определенный период.
Sales Pipeline Management — это управление продажами, в рамках которого менеджер отслеживает и контролирует каждую сделку на всех этапах. Он доводит заявку до заключения договора и обеспечивает прибыль компании. Руководитель следит не за одной сделкой, а за тем, как менеджер управляет процессами. Для объективной оценки результатов пайплайн можно разделить на несколько этапов.
Планирование. Команда вместе с руководителем выстраивают процесс продажи и строят прогнозы. Это необходимо для грамотного распределения задач и расстановки фокуса на процессах, которые требуют скорейшего завершения. План может лечь в основу будущей стратегии развития компании.
Действие. В соответствии с планом менеджеры и руководители приступают к работе с клиентами из пайплайна. Например, на этапе прогнозирования выяснилось, что сотрудники еще не назначили встречи двум клиентам. В таком случае вероятность успешного закрытия сделки оценивается в 70%. Тогда менеджеры получают задание как можно быстрее взять в работу этих клиентов.
Анализ. На этом этапе сотрудник подводит итоги дня, получает оценку руководителя и составляет отчет. В нем отображены показатели, над которыми предстоит работать. Здесь цикл замыкается и менеджер снова возвращается на стадию планирования.
Пайплайн интегрирован во многие CRM-системы. Это позволяет точнее и быстрее проводить анализ сделок с использованием фильтров. Такой инструмент особенно полезен, если нужно изучить механику реализации определенного ассортимента товаров или оценить работу конкретного менеджера.
В результате данные о лидах и статусе автоматически обновляются, что избавляет от части рутинных задач. По существу, CRM-система имеет много общего с пайплайном — это такой же отчет о продажах с аналогичными метриками и показателями.
Инструмент предоставляет отличную фактуру для составления отчетов. Работа по четкому алгоритму помогает сотрудникам и руководителям планомерно улучшать свои показатели. Как правило, пайплайн строится на следующих данных:
Предмет сделки (товар или услуга) — необходим для отслеживания спроса и конверсии по каждой позиции.
Сумма — показывает, сколько продал каждый менеджер, что помогает анализировать показатели.
Этап — позволяет видеть ход сделки и то, насколько она близка к завершению.
Приблизительная дата оплаты по договору — помогает планировать продажи в долгосрочной перспективе.
Вероятность успеха сделки — связана с каждым этапом и может меняться в зависимости от отрасли и категории товара. Чем дальше клиент продвинулся по воронке продаж, тем выше показатель.
Даты обновления статуса от подачи заявки до подписания договора — полезны для отслеживания темпов работы всего отдела и каждого исполнителя. Если клиент в итоге разрывает сделку, в пайплайн указывается дата отказа.
Подпишитесь на нас в Telegram
Получайте свежие статьи об интернет-маркетинге и актуальные новости о наших готовых решениях
Все эти данные обязательно попадают в отчет. Чем короче промежутки времени и больше вырученная сумма, тем выше можно оценить работу отдела продаж. И тут возникает вопрос: что должен делать руководитель, чтобы улучшить эти показатели?
Есть ряд правил, соблюдение которых позволит получить максимум от работы с инструментом:
Регулярная проверка пайплайна. Проводите мониторинг статусов несколько раз в день для систематического контроля. Это поможет координировать действия коллектива и достигать результатов быстрее.
Повышение осознанности сотрудников. Команда должна знать, какая именно стоит задача и какого результата необходимо достичь.
Расстановка приоритетов. Поддержка и советы руководителя помогут менеджеру сосредоточиться на ранних этапах и повысят вероятность успешного завершения сделки.
Инструмент обладает рядом весомых плюсов:
Позволяет прогнозировать объемы продаж, исход сделок и работу всего отдела. Он будет полезен как рядовому сотруднику, так и руководителю. Пайплайн помогает поставить перед командой достижимые цели и справедливо рассчитать КРІ.
Выявляет этапы, на которых менеджер получает больше всего возражений и где конверсия «проседает». Позволяет провести работу над ошибками, скорректировать техники продаж и улучшить результаты.
Формирует подробную картину взаимодействия с клиентом в режиме реального времени. Из фокуса внимания команды ничего не пропадет.
Является альтернативой CRM-системы, если та еще не интегрирована в бизнес-процессы.
Позволяет управлять ресурсами отдела. С пайплайном проще организовать рабочие часы, дни и даже недели. Если какой-то этап замедляет дальнейшие действия, это легко увидеть на стадии планирования.
Развивает рабочую дисциплину. Пайплайн нужно регулярно обновлять. Это учит сотрудников и руководителей самоконтролю и эффективному менеджменту.
Универсальный инструмент. Подойдет как для отчетности, так и для планирования.
Пайплайн — это альтернатива CRM-систем, которая помогает отделу продаж эффективно использовать ресурсы, определять точки роста и устанавливать стандарты работы. Он позволяет контролировать все бизнес-процессы компании. А маркетинговые принципы, которые лежат в основе управления по пайплайн, становятся мощным инструментом для увеличения объема продаж.
На сайте используется технология cookie, сервис web-аналитики Яндекс. Метрика, собираются пользовательские данные. Оставаясь на сайте, вы подтверждаете, что ознакомлены и согласны с условиями их сбора и использования. Если вы не хотите, чтобы ваши данные обрабатывались, покиньте сайт.