Запуск товара или услуги — важный этап в работе компании. Эффективность продвижения и развития нового продукта напрямую зависит от его качественной оценки. Источником полезной информации могут стать мнения бизнес-партнеров, клиентов и сотрудников компании. Разберемся, как составить анкету для оценки продукта.
Для чего нужны отзывы
Сбор обратной связи особенно актуален для маркетологов, HR-менеджеров и социологов.
Благодаря полученной информации специалисты по продвижению понимают, насколько продукт соответствует потребностям целевой аудитории. Кроме того, обратная связь помогает разработать эффективную маркетинговую стратегию.
Что касается HR-менеджеров, то им собранные отзывы позволяют выяснить, как появление нового товара или услуги влияет на внутренние процессы и уровень удовлетворенности персонала.
Подпишитесь на нас в Telegram
Получайте свежие статьи об интернет-маркетинге и актуальные новости о наших готовых решениях
Социологи же используют полученные данные для комплексного анализа общественно-культурных аспектов восприятия продукта.
Методология подготовки опроса для качественной оценки
Разберемся, на какие аспекты нужно обратить особое внимание.
Типы вопросов
Здесь можно отметить три основные группы. Вопросы делятся на следующие категории:
-
Открытые. С их помощью респонденты могут выразить свое мнение в свободной форме. Такие вопросы используются для сбора качественных данных.
-
Закрытые. В этом случае респонденты выбирают один из нескольких готовых ответов. Закрытые вопросы подходят для получения количественных данных.
-
Оценочные шкалы, например, по системе Лайкерта. Они позволяют выяснить степень согласия респондентов с тем или иным утверждением.
Важность методологии
При составлении анкеты необходимо не только использовать вопросы разных типов, но и уделять особое внимание точности формулировок. Важно, чтобы каждый респондент четко понимал, какой ответ нужно дать. Отсутствие конкретики часто приводит к получению некорректной информации и неверным выводам.
Анализ данных
При проведении опроса нужно не просто собрать статистику, а правильно интерпретировать данные. Для этого необходимо привлекать аналитиков, которые обладают экспертностью высокого уровня.
12 главных вопросов для оценки нового продукта
Мы предлагаем варианты, которые можно использовать как для маркетинговых, так и для социологических исследований. Эти вопросы позволяют оценить качество нового продукта и применить полученную информацию в дальнейшей работе.
«Как вы узнали о нашем товаре/услуге?»
Ответ помогает понять, какие каналы продвижения наиболее активно привлекают основную целевую аудиторию.
«Что вас побудило попробовать новый продукт?»
Важно разобраться в мотивации клиента. Ответ помогает сформировать УТП — уникальное торговое предложение.
«Насколько интуитивно понятен интерфейс приложения/сервиса?»
Этот вопрос актуален при разработке и внедрении IT-продуктов. От интуитивно понятного интерфейса во многом зависит лояльность пользователей. Ответ на вопрос особенно важен для HR-менеджеров, которые внедряют новые инструменты для персонала.
«Что именно вам больше всего понравилось в продукте?»
Понимание преимуществ товара или услуги помогает выстраивать эффективную маркетинговую стратегию.
«Что вам не понравилось в продукте?»
Конструктивная критика всегда полезна. Выявление слабых сторон необходимо для доработки и улучшения товара или услуги.
«Насколько продукт соответствует вашим потребностям/решает конкретную проблему?»
В этом случае можно оценить реальную полезность для клиента. Ответ на такой вопрос особенно важен при проведении исследований на тему того, как продукт влияет на жизнь людей.
«Считаете ли вы, что стоимость товара/услуги соответствует полезности?»
Здесь можно выяснить, насколько адекватным выглядит ценообразование в глазах целевой аудитории.
«Вы бы порекомендовали наш продукт другим?»
В этом случае полученные данные можно конвертировать в NPS — индекс потребительской лояльности.
«Что бы хотели изменить в товаре/услуге?»
Собранная информация пригодится в будущем при обновлении продукта.
«Как вы оцениваете качество по десятибалльной шкале — от 1 до 10?»
Здесь составители опросника получают количественные данные. На их основании можно вывести общую оценку продукта.
«Какими функциями вы пользуетесь чаще всего?»
Еще один вопрос, который полезен при разработке или внедрении сервисов/приложений. В этом случае можно выяснить, какие функции наиболее важны для аудитории.
«Продолжите ли вы использовать наш продукт?»
Здесь можно оценить уровень лояльности клиентов и определить их намерения.
Все 12 вопросов тщательно продуманы. Каждый из них рассчитан на получение максимально полной и объективной картины при оценке продукта. Анализ ответов позволит принимать обоснованные решения о доработках и улучшениях.
Примеры успешных и неудачных опросов
Начнем с позитивного кейса.
Успешный опрос
Компания, которая производит потребительские товары категории FMCG, выпустила новый продукт — органический напиток. Маркетологи получили обратную связь от первых покупателей. Это были отзывы о цене напитка, его вкусе и упаковке.
Собранная информация помогла быстро оптимизировать маркетинговую стратегию, благодаря чему продажи выросли на 20%.
Неудачный опрос
Крупная IT-компания не стала использовать проверенные методики. В итоге получилась неструктурированная анкета с открытыми вопросами. Разрозненные ответы респондентов не дали объективной картины, в результате чего компания не получила понимания, какие действия нужно предпринять для развития продукта.
Избежать такой ситуации помогла бы анкета с четкой структурой и вопросами разных типов. Ответы респондентов показали бы, что продукт слишком сложен для конечного потребителя, поэтому нужно упростить пользовательский интерфейс.
Заключение
Подготовка опроса вместе с грамотным анализом данных — ключевое условие для успешного запуска или доработки продукта. Правильно выстроенный диалог с аудиторией помогает не только избежать ошибок, но и четко определить ее реальные потребности.