Ответ на этот вопрос будет положительным: да, можно. О том, как это сделать, сейчас расскажем.
Вообще, отзывы пишут обо всех компаниях. И это нормально. Ненормально, если о вас не пишут. Значит, вас нет. Вот только говорят и пишут все по-разному. Так какое же мнение или отзыв о компании может привести к судебному иску?
Сначала обратимся к словарю и ответим на вопрос, что такое отзыв.
Вот такое определение дает портал www.gramota.ru:
То есть, отзыв — высказывание в словесной или письменной форме, которое выражает личное отношение к тому, что увидел, услышал или испытал. Мнение может отражать оценку продукта или полученной услуги.
«Высказывание, которое выражает личное отношение», по сути, является свободой слова или ее проявлением (Конституция РФ ст.29). Но разве за свободу слова можно наказывать?
Для примера разберем два негативных отзыва.
Оба отзыва содержат оценку посещавших заведение клиентов. Но стоит обратить внимание на второй случай, когда клиент затрагивает деловую репутацию заведения, называя его мошенническим, а сотрудников — шарлатанами. В этом случае компания имеет право пойти в суд и подать иск за клевету (УК РФ ст. 128.1) либо/и за оскорбление (КоАП РФ ст.5.61).
Для того, чтобы увидеть полную картину, пройдемся по понятиям:
Деловая репутация компании — это прежде всего оценка ее деятельности и успешности. Иными словами — это имидж компании.
Сведения, порочащие репутацию компании — это сведения, которые содержат утверждения о нарушении законодательства РФ, о совершении нечестного поступка, неправильном/неэтичном поведении в личной, общественной или политической жизни, недобросовестности при осуществлении производственно-хозяйственной и предпринимательской деятельности, нарушении деловой этики/обычаев делового оборота, которые умаляют честь и достоинство компании (Постановление Пленума Верховного суда РФ от 24.02.2005 № 3).
Клевета — это распространение ложной информации, направленной на подрыв достоинства и репутации другого лица (УК РФ ст. 128.1).
Оскорбление — это уничтожающее честь и достоинство выражение, направленное на другое лицо. По сути, оно противоречит основам морали и нравственности общества (КоАП РФ ст.5.61).
Перечислим признаки, порочащие репутацию компании:
-
Выражения оскорбительного характера.
-
Несоответствующие действительности сведения.
Вот типичный пример: человек, оставивший негативный отзыв, никогда не входил в число клиентов компании. Значит, он намеренно портил ее репутацию.
-
Подтвержденный факт распространения ложных данных.
Этот пункт требует пояснения: это в первую очередь относится к отзывам в Сети, т.к. информация молниеносно распространяется и становится доступной всем. Но если клиент назвал управляющего мошенником (или словцом покрепче) непосредственно в офисе, то данный факт не попадает под статью о распространении ложных сведений, потому что кроме двух человек (клиент+директор) это никто не слышал. Отсутствие хотя бы одного из этих признаков повлияет на решение суда, который вправе будет отклонить иск.
Как определить характер отзыва и носит ли он оскорбительный характер?
Интересно, есть ли понятие «оскорбительный отзыв» и кто уполномочен определять характер отзыва?
Есть определенные рамки, утвержденные экспертами-лингвистами. Чтобы выражение было признано судом оскорбительным, необходимо провести лингвистическую экспертизу. Специалисты определяют характер конкретных фразеологических единиц, а после статус этой единицы и самого выражения. Получается, что оскорбительную фразу (слово) изучают в контексте.
Уже накоплена большая практика по делам, где рассматриваются оскорбления. Перечислим основные тематические группы, куда входят слова, относящиеся к бранной лексике:
- в оскорблении звучит название животного (кобель, сивый мерин, корова и пр.);
-
упоминаются нечистоты (дерьмо, параша);
-
называется нечистая сила (дьявол, бес, сатана);
-
звучит обвинение в незаконнорожденности (ублюдок);
-
употребляются выражения интимного характера и название половых органов (не стоит опускаться до этого уровня);
-
выражения, определяющие низкую социальную ответственность и осуждаемую деятельность (шалава, мошенник);
-
выражения с ярким негативом (предатель, расист, гаденыш);
-
название профессий, в которые вкладывается переносный смысл (мясник);
-
употребление зоосемантических метафор, чтобы подчеркнуть отрицательные качества (осел — глупость, баран — недалекий человек, свинья — нечистоплотность и пр.);
-
глаголы, несущие осуждающую оценку (хапнуть, нажраться, тырить);
-
слова, отражающие негативную оценку поведения (сволочь, хам);
-
эвфемизмы, сохраняющие негативный оценочный характер (интердевочка);
-
каламбуры с негативной оценкой (приватизаторы, прихвостни);
-
когда идет сравнение с одиозными личностями или литературными персонажами (такими как Гитлер, Мордор);
-
в характеристике присутствуют нецензурные слова, бранные выражения (мат).
Если негативный отзыв содержит конкретное имя человека (ФИО) и место его работы, в ход вступает не только про гражданский и уголовный кодексы, но и закон о персональных данных. Нельзя распространять персональные данные без согласия их обладателя. В противном случае можно смело обращаться в суд с требованием удалить все порочащие данные и выплатить компенсацию за причинение морального вреда.
Защита репутации: основные виды и порядок действий
Ответственность бывает:
- Уголовной. Ее регламентирует УК РФ ст.128.1. в качестве наказания может быть предъявлен штраф в размере до 1 млн.руб., обязательные работы, продолжительностью до 240 часов, принудительные работы в течение 2-х лет, арест — до 2-х мес., тюремное заключение до 2-х лет.
- Гражданско-правовой. Ее регламентирует ст. 152 ГК РФ. Данный вид защиты репутации направлен на опровержение сведений порочащего характера и на запрет распространения подобных сведений.
Что входит в понятие «внесудебная защита репутации»
Это тот случай, когда человек может сам связаться с оппонентом, оставившим негативный отзыв, и потребовать от него, чтобы он удалил порочащую информацию. Форма требования должна быть спокойной, выдержанной, аргументированной, но не угрожающей, например, лучше не использовать фразы типа: «Мерзавец, щас в суде с тобой разберусь».
Бывает и так: тот, о ком оставлен отрицательный отзыв, действительно оказал неподобающую услугу и такая оценка, как «обманщик», будет являться правдой, а не клеветой.
В том случае, если отзыв анонимный, есть два варианта развития событий:
- Вычислить «писателя» по IP-адресу. Откроется доступ к ИНН, если отзыв был оставлен компанией. Но если писал человек, то его данных напрямую не получить, только через адвоката.
- Можно связаться с администрацией сайта, где размещен отзыв и культурно попросить, чтобы порочащий репутацию отзыв удалили. Но перед этим следует спросить у анонима о причинах написания отзыва в негативном ключе. Это делается для того, чтобы доказать администрации сайта, что отзыв не отражает истинное положение дел.
Защита деловой репутации в суде
Бывает, что ситуация не поддается урегулированию в досудебном порядке и приходится подавать иск в суд. От истца потребуется пройти четыре этапа, каждый из которых очень важен:
Этап 1. Фиксация отзыва.
Чтобы зафиксировать отзыв, нужно сделать скрин страницы, где он оставлен, а затем заверить его заверить у нотариуса.
Этап 2. Составление искового заявления.
Не стоит подробно описывать подготовку иска, т.к. это все есть в ст. 121-132 ГПК РФ.
Подпишитесь на нас в Telegram
Получайте свежие статьи об интернет-маркетинге и актуальные новости о наших готовых решениях
Этап 3. Подача искового заявления в суд.
При этом нужно помнить, что в отношении СМИ действуют временные ограничения, и в суд можно обращаться в течение года после публикации на сайте.
Этап 4. Судебное заседание.
Может быть понадобится пройти через несколько судебных заседаний, где нужно упорно придерживаться своей позиции. Только так можно выиграть дело и отстоять репутацию компании.
Несколько примеров, когда клиентов засудили за негативные отзывы
Вот несколько интересных примеров, где вопрос защиты деловой репутации разбирался в судебном порядке:
-
Негативный отзыв в Google Maps об адвокате.
Аноним оставил нелицеприятный отзыв в профиле компании адвоката Тима Басси в Google Maps:
«Тим Басси настоящий подонок. Он только платит за ложные отзывы, а сам 80% взятых дел проигрывает».
Итог: анонима нашли, им оказался Джейсон Пейдж 20-ти лет. Басси пошел в суд для защиты своей деловой репутации и возмещения морального ущерба. Суд доказал причастность Пейджа к размещению заказных отзывов. Он должен выплатить истцу 50 тыс. фунтов за судебные расходы и 50 тыс. фунтов за причинение морального вреда.
-
Отзыв негативного характера на yell.ru.
Свою репутацию защищал ООО «ДЕПОСТ». Отзыв, оставленный на сайте-отзовике, был такой:
Компания прошла через три инстанции, чтобы защитить свою репутацию, но во всех трех получила отказ. Она все равно не сдавалась и в итоге выиграла процесс, получив возмещение всех своих расходов: за убытки было взыскано 65 тыс. руб., за нотариальные расходы 20 тыс. руб., за оплату услуг представителя 400 тыс. руб.
Также по решению суда администрация сайта yell.ru должна удалить негативный отзыв. Это дело показывает, насколько правильно быть упорным в достижении своей цели.
-
Судебные тяжбы Мелании Трамп с издательством Daily Mail.
Это не совсем отзыв, но тема близкая к нему. Когда проходила предвыборная гонка, на которой Дональд Трамп баллотировался в президенты, в газете Daily Mail появилась статья о прошлой жизни жены будущего президента США. В ней говорилось, что Мелания Трамп некогда принимала участие в откровенной фотосессии.
Мелания подала иск на Daily Mail, и в итоге издание принесло публичные извинения. Заявленная сумма ущерба в $150 млн. не была удовлетворена судом, который счел ее слишком завышенной. Выплата составила $3 млн., что тоже неплохо.
-
Случаи в социальных сетях.
Эти примеры показывают, что все написанное лучше сразу же фиксировать. Пост был выложен в Instagram (это экстремистская сеть на территории РФ).
От ИП Анна Х. в суд поступил иск против ИП Анны Е., который содержал требование признать публикацию сведений недействительными и выплатить 300 руб. руб. за нанесенный моральный вред.
Суть состояла в следующем: Пост от Анны Е. содержал следующие реплики: «Это дрянь», «товар некачественный», «продавцов-нелегалов как@anna_holod», «за весь бракованный товар», «контрафактного и без каких-либо сертификатов на товар от @anna_holod_krasnodar».
На первый взгляд казалось, что дело выигрышное, но здесь вмешалось сразу два «но»:
- Когда иск был подан в суд, публикаций уже не было (их удалили), поэтому в качестве доказательств предъявить было нечего;
- Регистрация в Instagram не требует предоставления ИНН, поэтому невозможно доказать, что это был аккаунт Анны Е.
В итоге в удовлетворении иска Анне Х. было отказано.
Небольшое резюме
Постоянно мониторьте, что о вас пишут. Реагировать нужно как на положительные, так и на отрицательные отзывы. Негативные отзывы чаще всего преобладают в интернете, ведь люди охотнее делятся негативным опытом. Главное – оперативность и спокойствие. Не надейтесь, что все решится само. Репутацию, как и честь, нужно беречь смолоду.