Челябинск
Например:
Челябинск
Москва
или
Выбрать автоматически
Челябинск
Москва
Екатеринбург
Тюмень
Санкт-Петербург
Новосибирск
Нижний Новгород
Казань
Омск
Самара
Ростов-на-Дону
Уфа
Красноярск
Пермь
Воронеж
Волгоград
Краснодар
Можно ли засудить недовольного клиента за отзыв в интернете?
Назад к списку
13.07.2022

Можно ли засудить недовольного клиента за отзыв в интернете?

Ответ на этот вопрос будет положительным: да, можно. О том, как это сделать, сейчас расскажем.


Вообще, отзывы пишут обо всех компаниях. И это нормально. Ненормально, если о вас не пишут. Значит, вас нет. Вот только говорят и пишут все по-разному. Так какое же мнение или отзыв о компании может привести к судебному иску?


Сначала обратимся к словарю и ответим на вопрос, что такое отзыв.


Вот такое определение дает портал www.gramota.ru:


Что такое отзыв: определение


То есть, отзыв — высказывание в словесной или письменной форме, которое выражает личное отношение к тому, что увидел, услышал или испытал. Мнение может отражать оценку продукта или полученной услуги.


«Высказывание, которое выражает личное отношение», по сути, является свободой слова или ее проявлением (Конституция РФ ст.29). Но разве за свободу слова можно наказывать?


Для примера разберем два негативных отзыва.


Негативный отзыв о баре


Негативный отзыв о клинике


Оба отзыва содержат оценку посещавших заведение клиентов. Но стоит обратить внимание на второй случай, когда клиент затрагивает деловую репутацию заведения, называя его мошенническим, а сотрудников — шарлатанами. В этом случае компания имеет право пойти в суд и подать иск за клевету (УК РФ ст. 128.1) либо/и за оскорбление (КоАП РФ ст.5.61).


Для того, чтобы увидеть полную картину, пройдемся по понятиям:


Деловая репутация компании — это прежде всего оценка ее деятельности и успешности. Иными словами — это имидж компании.


Положительный отзыв


Сведения, порочащие репутацию компании — это сведения, которые содержат утверждения о нарушении законодательства РФ, о совершении нечестного поступка, неправильном/неэтичном поведении в личной, общественной или политической жизни, недобросовестности при осуществлении производственно-хозяйственной и предпринимательской деятельности, нарушении деловой этики/обычаев делового оборота, которые умаляют честь и достоинство компании (Постановление Пленума Верховного суда РФ от 24.02.2005 № 3).


Негативный отзыв о гостинице


Клевета — это распространение ложной информации, направленной на подрыв достоинства и репутации другого лица (УК РФ ст. 128.1).


Оскорбление — это уничтожающее честь и достоинство выражение, направленное на другое лицо. По сути, оно противоречит основам морали и нравственности общества (КоАП РФ ст.5.61).


Перечислим признаки, порочащие репутацию компании:


  1. Выражения оскорбительного характера.

  2. Несоответствующие действительности сведения.
    Вот типичный пример: человек, оставивший негативный отзыв, никогда не входил в число клиентов компании. Значит, он намеренно портил ее репутацию.

  3. Подтвержденный факт распространения ложных данных.


Этот пункт требует пояснения: это в первую очередь относится к отзывам в Сети, т.к. информация молниеносно распространяется и становится доступной всем. Но если клиент назвал управляющего мошенником (или словцом покрепче) непосредственно в офисе, то данный факт не попадает под статью о распространении ложных сведений, потому что кроме двух человек (клиент+директор) это никто не слышал. Отсутствие хотя бы одного из этих признаков повлияет на решение суда, который вправе будет отклонить иск.






#SERM
#Работа с репутацией
#Интернет-маркетинг

Мы работаем в городах