У любого веб-сайта есть адрес, по которому его можно найти в интернете. Он состоит из протокола передачи данных — http или https, названия ресурса и доменной зоны — .ru, .com, .org и т.д. Последняя является набором символов, которые отделены друг от друга точкой.
Адрес может включать несколько доменов. Каждый из них имеет свое значение и влияет на индексацию сайта в поисковиках. Начинающие разработчики часто не учитывают особенностей уровней доменов, из-за чего ухудшается позиция сайта в выдаче.
В этой статье мы разберем, что такое домен и его уровни, какой лучше выбрать, а также выясним, как имя сайта влияет на его репутацию и ранжирование в поисковике.
Что такое уровни доменов
Это комбинации символов, из которых состоит доменное имя. С их помощью можно определить веб-ресурс и определить его место в иерархии доменов интернета.
Доменные имена разделены точкой на несколько частей, самые важные из которых — первая (верхняя) и вторая. Все символы, которые идут ниже, сообщают дополнительные сведения о сайте: страну, город, бизнес-подразделение компании и другие детали.
Домены первого (верхнего) уровня
Они помогают определить, к какой стране или сфере деятельности относится сайт. Домены первого уровня создала американская корпорация Internet Assigned Numbers Authority (IANA) под руководством Джона Постела.
Первыми верхними доменами были .gov, .edu, .com, .mil, .org и .net. Сегодня этот список включает сотни вариантов для разных сфер деятельности.
Главное, чем домены первого уровня отличаются от всех остальных — их нельзя купить. Тем не менее, иногда можно попасть на акцию от хостинг-провайдеров — например, при условии оплаты сервера на длительный срок.
Национальные (региональные) домены
Изначально они указывали на страну, к которой относится сайт. Наличие своей доменной зоны подчеркивало международный статус государства и помогало сформировать региональный сегмент интернета. Например, у непризнанных стран — Приднестровья, Абхазии, Южной Осетии, Косово — собственного домена нет.
В числе самых первых были .us (США), .uk (Великобритания) и .il (Израиль). Сегодня среди самых распространенных региональных доменов также .ru, .de, .by, .ca и многие другие. Чаще всего используют латиницу, однако есть и кириллические варианты — .рф, .рус, .бел.
Интересный феномен — домены несуществующих стран. Например, .su. СССР зарегистрировал его в 1990 году, сокращение образовано от англоязычного названия государства — Soviet Union. После 1991 года 15 бывших союзных республик получили собственные доменные имена, а .su перешел к России как к правопреемнице СССР, несмотря на то, что у нее уже был домен .ru.
Профессиональные домены
Это самый первый тип доменных имен, главной задачей которых было разделить сайты по роду деятельности. Например:
-
.aero — авиаперевозки;
-
.edu — образовательные учреждения (выдается после прохождения соответствующей аккредитации);
-
.org — ранее присваивался некоммерческим организациям, сейчас эти ограничения сняты;
-
.museum — музеи;
-
.jobs — платформы по поиску работы (выдается после подтверждения рода деятельности).
Домены второго уровня
Они находятся в пределах зоны действия домена первого уровня и указывает на региональную принадлежность, используемый конструктор сайтов (Ucoz, Wix) или сферу деятельности.
Бывает, что адреса отличаются только доменами первого уровня — например, intecweb.ru и intecweb.com. Поэтому, чтобы избежать разногласий с конкурентами, крупные компании часто сразу выкупают домен второго уровня и используют его для разных филиалов.
Купить домен второго и более низких уровней можно у хостинг-провайдера. Они бывают как с возможностью аренды места на сервере, т. е. хостингом, так и без него. Также можно создать собственный домен у аккредитованного регистратора. Для этого потребуется указать свои паспортные данные и E-mail для получения уведомлений об оплате.
Все возникающие споры регулируют в соответствии с «Едиными правилами рассмотрения споров о доменных именах». Они были приняты ICANN на основе рекомендаций Всемирной организации интеллектуальной собственности в 1999 году. Одна из главных задач регулятора — борьба с собственниками, которые покупают домены массово с целью перепродажи. Одно из таких громких дел — случай с yandex.com. До 2002 года домен принадлежал адвокатскому бюро «АрбитражСудПраво», но суд признал его регистрацию незаконной и передал права владения «Яндексу».
Домены третьего уровня и ниже
Их используют для навигации пользователя по сайту и решения других узких задач. Например:
-
обозначения географии присутствия и продвижения компании в нескольких регионах;
-
тестирования новых функций;
-
обособления сайта многопрофильной организации.
Их также называют поддоменами, или субдоменами. Они могут быть платными и бесплатными. Во втором случае сайт будет хуже индексироваться поисковиками, что снизит его посещаемость.
Хороший пример домена третьего уровня — webmaster.yandex.ru. Вместо того, чтобы создать хранилище инструментов для вебмастера внутри основного ресурса, «Яндекс» выделил для сервиса поддомен. Еще один случай — мобильная версия сайта. Например, у VK есть как стандартный веб-адрес vk.com, так и адаптированный для мобильных браузеров m.vk.com. В этом случае m. — это домен третьего уровня.
Но чаще всего сайтам не стоит усложнять работу с доменными зонами, так как это может уменьшить производительность ресурса.
Третий уровень: когда субдомен действительно необходим
Обычным сайтам со средней посещаемостью редко нужен домен третьего уровня. Тем не менее, есть ситуации, когда его настройка желательна. Например:
-
для разделения доступов к сайту между сотрудниками компании. В этом случае только часть специалистов сможет войти на ресурс с потенциально рисковой информацией;
-
для тестирования нового программного модуля. Чтобы основной сайт не «упал» при загрузке обновлений, лучше создать тестовый субдомен;
-
для выделения подуровней сайта большой организации. Часто компании ведут бизнес в нескольких городах. Чтобы обеспечить более эффективное взаимодействие с жителями определенного региона, портал можно разделить на поддомены — например, ekb.esplus.ru.
Пример доменов разных уровней
Все адреса в интернете состоят из доменов разных уровней — их может быть как два, так и три или больше. Для наглядности разберем иерархию ресурсов Yandex. Например, у страницы mail.yandex.ru есть три домена:
-
mail. — домен третьего уровня с указанием сервиса компании;
-
.yandex. — домен второго уровня, который отображает привязку к корпорации;
-
.ru — домен первого уровня, который говорит о региональной принадлежности сайта.
Как правильно использовать домены разных уровней
Многое зависит от бизнес-целей и размера бюджета на разработку ресурса, но есть ряд общих правил, актуальных для большинства случаев.
-
Не используйте названия, которые уже привязаны к доменам сторонних организаций. Это может привести к тому, что другой владелец предъявит права на использование имени.
-
Если сайт создан на базе онлайн-конструктора и вы планируете продвигать свой ресурс, откажитесь от бесплатного домена второго уровня. Их часто используют порталы низкого качества, которые засоряют выдачу поисковых систем и портят общую статистику посещения.
-
Не настраивайте домены третьего уровня и ниже, если в этом нет оправданной необходимости. Например, ваш бизнес развивает несколько крупных сервисов или присутствует в разных регионах с локальной спецификой развития — тогда наличие субдомена оправдано. В противных случаях он будет только мешать оптимизации сайта и путать посетителей.
Как выбрать домен для сайта: краткий гид
Самый оптимальный вариант — настроить домен второго уровня, как google.com, yandex,ru, intecweb.ru и т. д. При выборе имени сайта следует:
-
указать правильную региональную зону — если ваш портал ориентирован на русскоязычный интернет, нет смысла выбирать .de или .pl;
-
связать домен второго уровня с названием компании или брендом;
-
настроить домен третьего уровня, если портал разделен на несколько ресурсов или ориентирован на разные регионы (например, music.yandex.ru — сразу понятна тематика сервиса);
-
перед регистрацией имени проверить его доступность у регистраторов или через сторонние бесплатные площадки.
Подведем итог
Любая страница в интернете имеет уникальный адрес, который состоит из нескольких доменных имен. Их количество обусловлено деятельностью компании, ее масштабами и особенностями ресурса. Чем грамотнее подобраны названия, тем проще будет пользователю взаимодействовать с сайтом.
Большинство площадок имеют домены первого и второго уровней. Первый определяет страну или сферу организации, второй, как правило, бренд компании или ее юридическое наименование. Оба они — обязательная часть любого веб-сайта. Домен третьего уровня используют не всегда, но в ряде случаев он необходим.
Бесплатные домены — приемлемый вариант, но при их выборе стоит учитывать риски и ограничения. Как правило, ими владеют хостинги, поэтому у компаний никогда не будет полных прав на ресурс. Более того, сайта можно и вовсе лишиться, если площадка внезапно прекратит существование. Поэтому при выборе домена нужно учитывать не только релевантность названия, но и гарантии, которые получит владелец бренда.
Сегодня компании могут не тратить ресурсы на самостоятельную регистрацию и продление домена — эти вопросы можно отдать удаленной команде на аутсорсинг. Интернет-агентство INTEC предоставляет услуги администрирования и технической поддержки сайта. Команда экспертов обеспечит работоспособность вашего портала, своевременное продление регистрации домена, а также контроль безопасности сайта и антивирусную защиту. Наши специалисты возьмут на себя все задачи по взаимодействию с хостинг-провайдерами и окажут весь спектр услуг в сфере резервного копирования и администрирования серверов.
Чтобы получить личную консультацию о наших услугах — заполните онлайн-форму и мы свяжемся с вами в самое ближайшее время.