2022 год значительно изменил российский бизнес. С этим уже ничего не поделать. Ждать, что будет «Как раньше» уже не вариант. Значит, пришло время перестраивать все процессы под новые условия. В том числе и маркетинг. Наша компания уже 16 лет на рынке. Это не первый кризис, который мы переживаем вместе с нашими клиентами. Поэтому в этой статье нам хотелось бы поделиться своими мыслями о том, как трансформируется российская digital-среда.
Какие каналы больше не работают в России
Facebook и Instagram
4 марта Роскомнадзор заблокировал для РФ доступ к Facebook, а 14 марта эта участь постигла и Instagram.
Реклама в Google и YouTube
3 марта компания Google заявила о, том что прекращает показывать рекламу в своих системах, в том числе в YouTube, Google Ads и Google Бизнес.
TikTok
6 марта китайская социальная сеть заявила, что приостанавливает работу из-за появления нового закона о фейках: пользователи из России временно не смогут выкладывать новые ролики. А с 7 марта — запускать рекламу.
Как блокировки повлияют на коммуникации
Блокировка соцсетей не означает, что потребность в коммуникациях уменьшится. Люди просто будут переходить из заблокированных каналов в доступные. За аудиторией подтянутся контент-мейкеры: бизнес и блогеры. В то же время еще со времен блокировок Твиттера пользователи научились обращаться с VPN-сервисами, позволяющими беспрепятственно сидеть в соцсетях. Но все-таки на примере Instagram мы видим, что VPN пользуется меньше 50% аудитории. Охваты сторис упали в два и больше раз.
Люди переходят на российские сервисы:
-
Например, дневная аудитория ВКонтакте увеличилась на 8,7%, и теперь в ВК сидят 50 млн человек в день.
-
Руководство Яндекс. Дзен заявляет о стремительном росте объема контента, но каких-то конкретных показателей по аудитории пока никто не раскрывает.
-
Телеграм не является ни соцсетью, ни российским сервисом. Однако россияне не ждут блокировок мессенджера и переходят в него с запрещенных ресурсов. На 20% выросло время просмотра контента, а аудитория новостных каналов увеличилась на 4 миллиона.
-
Живой Журнал внезапно воскрес, платформа для блогов зафиксировала рост трафика на 3 миллиона, при этом количество уникальных пользователей выросло на 30%.
Что произойдет с SMM
В лидерах такие соцсети как ВКонтакте, Яндекс. Дзен и Telegram.
ВКонтакте
Наверняка бизнесмены уже и забыли, что ВК ежемесячно умудряется собирать аудиторию больше 72 млн уникальных пользователей. А ведь именно эта платформа предлагает все необходимые инструменты для продвижения: истории — вместо Insta-Stories, Клипы — вместо TikTok, Reels и Shorts на YouTube, сообщества, лента, товары, опросы и, конечно, рекламный кабинет с широкими настройками таргетинга. Мы уже пересадили своих клиентов из Instagram во ВКонтакте. Разумеется, любой переезд — процесс сложный, однако нам помогают наш многолетний опыт и кейсы коллег.
Яндекс. Дзен
В Дзене представлено два основных формата контента — видео и текст. Здесь аудитория на ура воспримет контент самых разнообразных и широких тематик — кулинария, лайфхаки, отношения и звездная жизнь.
Однако есть существенный минус — после вступления в силу закона о фейках, руководство Яндекс. Дзен приняло решение отключить умную ленту с рекомендациями. Это значит, что теперь пользователю отображается контент в порядке и только от тех авторов, на которых у него подписка. Следовательно, авторам будет очень и очень трудно продвигать свои аккаунты в таких условиях.
Если у вас нет прокаченного канала в Дзене, то вам остается только создавать продающие материалы, размещая их в чужих блогах в качестве приглашенного автора.
Telegram
Продвижение в Телеграме значительно отличаются от продвижения в Instagramе, ВКонтакте и Фейсбуке. Телеграм известен как безопасный мессенджер, который не собирает информацию о пользователях, здесь даже нет общей ленты, нет рекомендаций. Значит, о таргетинге можно забыть.
Подпишитесь на нас в Telegram
Получайте свежие статьи об интернет-маркетинге и актуальные новости о наших готовых решениях
Принцип продвижения в телеграмме сводится к публикации горячих новостей, экспертной или личной оценки. Вам будет необходимо особое внимание уделить подготовке контента. Пост ради поста уже не сработает. Из-за того, что большая часть инстаблогеров перекочевала сюда, люди подписываются на множество каналов сразу, и большая часть по итогу попадет в архив. Вернуться из которого в поле внимания подписчиков практически невозможно.
Новые социальные сети
Хотя сейчас прослеживается тенденция к тестированию новых площадок, ни одна из них пока не может в полной мере заменить рекламные возможности Instagram.
Кроме того, часть аудитории отправится в новые места в поисках удобной для себя медиасреды.
-
TenChat — позиционирует себя как российский LinkedIn. Эта соцсеть может принести пользу тем, кто работает с B2B-сфере.
-
Yappy — российский аналог TikTok от «Газпром-Медиа». Продвижение контента завязано на коллаборациях (видеоответах на контент других пользователей). Основная аудитория — российские зуммеры.
-
ЯRUS — микс новостной ленты, видеохостинга, блогов и событий. К сожалению, рекламных инструментов здесь пока нет.
Что будет с контекстной рекламой
Первое, с чего стоит начать — аудитория контекстной рекламы в России сократилась из-за блокировок Google Ads. Да, люди по-прежнему пользуются поисковиком Google, но показывать им рекламу не получится. Следовательно, увеличится конкуренция в рекламных сетях Яндекса, ведь рекламодатели несут рекламные бюджеты именно сюда. В конце концов, это приведет к росту ставок и рекламных бюджетов.
Одновременно с этим, рынок покидают настоящие «акулы» — IKEA, OBI, Nike, Estee Lauder, H&M, Apple, McDonald’s. Ниши освобождаются, что играет на пользу мелким бизнесам регионального масштаба и дает им отличный «пинок» для развития. Пока что, судя по проектам клиентов, мы не можем однозначно сказать, что стоимость клика изменилась. Возможно, аукцион еще не успел разогреться. Продолжаем держать руку на пульсе и следить за развитием событий. О новостях расскажем в нашем телеграм-канале.
Что будет с SEO
Поисковиком Google пользуются 55,29% аудитории России. Кроме того, Google по умолчанию предустанавливается на все Android-устройства в качестве поисковой системы. При этом контекстной рекламы больше нет, а, значит, поисковая выдача очистилась. Это позволяет говорить о том, что доля переходов на сайты из органической выдачи увеличится, а SEO будет единственным способом продвижения в этой поисковой системе. Поэтому продолжайте инвестировать в SEO и наслаждаться результатами. А если вы все еще этого не сделали, рекомендуем вам поторопиться.
Что будет с сайтами
Сайт является самой стабильной и надежной площадкой для работы с вашими клиентами. Поэтому все механизмы взаимодействия пользователя с сайтом должны работать, а сам сайт должен быть максимально защищен:
-
Проверьте, отвечает ли ваш сайт аспектам безопасности: поменяйте пароли на более надежные и сложные, позаботьтесь о сертификатах безопасности, оплатите домен, выберите российский хостинг.
-
Мобильная версия не должна уступать по функционалу версии для ПК. Зайдите на сайт с мобильного устройства и посмотрите, не съехала ли верстка, все ли кнопки работают.
-
Точно ли на сайте актуальный каталог, цены, контакты и новости.
-
Проанализируйте поисковый трафик на сайт, выясните, откуда и для чего к вам приходят люди и почему уходят.
Резюме
Глобальные изменения, которые происходят сейчас, вызывают панику и страх. Что может привести к заморозке процессов и остановке бизнеса. Вместе с этим, рынок трансформируется во что-то новое. Уход крупных брендов — не всегда плохо. В итоге спрос никуда не делся. Более того, он только растет, ведь ниши стремительно освобождаются. Это огромный плюс для отечественных производителей. Как в любом кризисе, останутся на плаву те, кто умеет адаптироваться и сохранять спокойствие. Кроме того, важно сохранять контакт с командой и аудиторией.