Интернет диктует пользователям свои правила, поэтому при работе в сети важно проверять материалы на соответствие закону и отсутствие нарушений чьих-либо прав. Эта статья будет полезна всем, кто занимается созданием контента — от диджитал-специалистов до владельцев бизнеса.
Авторское право
Проверьте, нет ли нарушения авторского права во всех материалах, включая фотографии и текстовые фрагменты. В соответствии со статьей 1274 ГК РФ, разрешение автора не требуется в определенных ситуациях — например, для цитирования в научных, критических, информационных и учебных целях. Но в этом случае необходимо указать имя автора и источник заимствования. Это правило распространяется и на фотографии.
Согласно статье 1274 ГК РФ, без согласия автора и оплаты вознаграждения можно использовать мемы — пародии на основе оригинальных произведений (пункт 4 статьи 1274 ГК РФ).
При размещении литературных фрагментов проверяйте дату их создания и публикации. В соответствии с пунктом 1 статьи 1281 ГК РФ, исключительное право на произведение действует в течение жизни автора и 70 лет после первого января года, который следует за годом смерти. После этого срока труд писателя становится общественным достоянием и фрагменты текста можно заимствовать без нарушения авторских прав.
Во всех других случаях необходимо получить разрешение в виде письменного согласия от правообладателя или лицензионного договора. Если авторство трудно установить, стоит избегать скачивания фотографий и использования цитат из общедоступных источников.
Иноагенты, экстремисты и нежелательные организации
Если в материале есть упоминание конкретных людей или организаций, обязательно проверьте, не числятся ли они в реестрах иноагентов, нежелательных организаций или экстремистов. В противном случае имена или названия нужно маркировать.
Для проверки используйте:
- реестр иноагентов на сайте Минюста;
- перечень нежелательных организаций на сайте Минюста;
- список террористов и экстремистов Росфинмониторинга.
СМИ обязаны маркировать такие упоминания в свободной форме. Что касается физических лиц, которые признаны экстремистами, закон не требует маркировки, но лучше перестраховаться и добавить ее. Это актуально даже для материалов, которые публикуют издания без статуса СМИ.
Если вы цитируете иноагентов, то также необходимо в свободной форме указать, что материал создан лицом или организацией, которые выполняют функции иностранного агента, а также проставить отметку «18+». Любой контент, который создан нежелательными организациями или экстремистами, цитировать запрещено.
Возрастная маркировка и упоминание запрещенных веществ
Контент, который может нанести вред здоровью или развитию детей, должен быть размечен по возрастным категориям: 0+, 6+, 12+, 16+, 18+.
Для определения возрастной категории нужно учитывать следующие факторы:
- тематика, жанр, содержание и оформление;
- особенности восприятия контента детьми разных возрастных групп;
- вероятность нанесения вреда здоровью и развитию ребенка.
Более подробное определение приведено в части 2, статье 6 ФЗ №436.
Например, мультфильм, который потенциально способен вызвать у ребенка желание изменить пол, должен иметь маркировку 18+, так как в России эти сведения запрещены для несовершеннолетних лиц.
Однако маркировка обязательна не во всех случаях. Существуют исключения (статья 1 и 11 ФЗ №436) — например, научная и статистическая информация не требуют маркировки.
Если в вашем материале есть упоминания наркотиков и психотропных веществ, убедитесь в отсутствии рекламы или призыва к употреблению. За нарушение закона могут быть предусмотрены штрафы, исправительные работы и лишение свободы.
Закон «О рекламе»
Если ваш контент связан с коммерческой деятельностью, убедитесь, что все материалы соответствует требованиям законодательства о рекламе (подробнее — в нашем материале).
Используйте формулировки, которые не нарушают установленные нормы. Например, в России реклама не должна содержать:
- некорректное сравнение с конкурентами;
- заведомо ложные факты о товарах или услугах;
- призывы к насилию и жестокости;
- иностранные заимствования, которые искажают смысл текста;
- призывы к покупке запрещенных продуктов (табака, наркотиков) и другое.
Также обратите внимание на маркировку. Каждый рекламный пост в интернете должен иметь пометку «Реклама», информацию о рекламодателе (например, ИНН) и специальный идентификатор — токен. Больше о маркировке рекламы — в нашем подробном гайде.
Согласование с экспертом и персональные данные
Если в создании контента принимало участие третье лицо (например, приглашенный эксперт), важно не упустить из вида два важных момента:
- Перед публикацией материала отправьте соавтору текст для проверки на наличие фактических ошибок. Эксперт может попросить внести изменения или удалить некоторые моменты. Во избежание возможных претензий не стоит публиковать материал без полного одобрения приглашенной стороны. Желательно, чтобы подтверждение согласия было получено в письменной, а не устной форме — например, по электронной почте. В случае возникновения конфликта это послужит доказательством вашего сотрудничества.
- Если в материале присутствуют скриншоты с персональными данными, размойте или закрасьте эту информацию на изображениях. Это необходимо для предотвращения возможных претензий со стороны владельцев персональных данных.
Подпишитесь на нас в Telegram
Получайте свежие статьи об интернет-маркетинге и актуальные новости о наших готовых решениях
Что проверить перед публикацией контента: чек-лист
- Обозначьте цель материала: информационная, коммерческая, образовательная, научная.
Если цель информационная, научная или образовательная, проверьте следующее:
- указаны ли авторы и источники всех фотографий и цитат в материале;
- есть ли в тексте упоминания иноагентов, экстремистов и нежелательных организаций, и если есть — промаркированы ли они;
- есть ли возрастное ограничение контента и присутствуют ли упоминания наркотиков и психотропных веществ.
Если цель коммерческая, дополнительно проверьте:
- есть ли лицензионный договор или письменное разрешение автора на использование чужих фотографий и цитат (если они есть в контенте);
- соответствует ли материал закону о рекламе: формулировки и маркировка.
- Согласуйте материал с экспертом, если его приглашали для создания контента.
- При необходимости скройте персональные данные на скриншотах.
После проверки всех пунктов материал можно публиковать.