Несоблюдение правил может стоить до 700 тысяч рублей штрафа. Кого и почему будут наказывать с 1 сентября 2023 года — расскажем в статье.
Новый
закон вносит изменения в КоАП РФ. В нем прописана ответственность за отсутствие маркировки рекламы в интернете. Маркировка — это пометка объявления словом «Реклама», идентификатором и сведениями о рекламодателе.
Еще в сентябре 2022 года власти обязали маркировать рекламу в сети. Однако до настоящего момента особых мер за нарушение не устанавливали. Таким образом, участники рекламной цепочки получили время, чтобы наладить процессы и адаптировать их к нововведениям.
В чем суть маркировки рекламы
Новые положения ФЗ «О рекламе» были опубликованы в сентябре 2022 года. С тех пор рекламу в интернете нужно маркировать и отправлять данные в Единый реестр интернет-рекламы (ЕРИР). Здесь хранятся сведения о ее распространителе, месте размещения, денежных затратах и другая информация.
Данные в ЕРИР подают не напрямую, а только через оператора рекламных данных (ОРД). Заключение договора с ним — обязательная процедура. Ознакомиться со списком ОРД можно на
сайте Роскомнадзора.
Чтобы правильно промаркировать рекламу, необходимо:
-
приобрести идентификатор рекламы (токен) в личном кабинете ОРД;
-
поместить токен в объявление — в текст, кликовую ссылку, или поверх изображения;
-
пометить объявление маркером «Реклама»;
-
добавить в объявление информацию о рекламодателе.
Вся интернет-реклама на территории России должна быть обязательно промаркирована.
Как контролируют маркировку рекламы
В 2006 году вышел ФЗ «О рекламе», который обязал помещать на объявления пометку «Реклама» и добавлять информацию о рекламодателе. Нарушение правил регламентировано статьей 14.3 КоАП РФ, которая определяет размеры штрафов:
-
физическим лицам — 2–2,5 тыс. рублей;
-
должностным лицам — 4–20 тыс. рублей;
-
юридическим лицам — 100–500 тыс. рублей.
Первое нарушение чаще всего заканчивается предупреждением. Но все это по большей части относилось к печати, ТВ, баннерам. Теперь с 1 сентября 2023 года отслеживаются и нарушения правил маркировки онлайн-рекламы.
Какие положения изменил закон
Новый закон КоАП РФ определяет виды штрафов и их размеры за нарушение правил маркировки интернет-рекламы.
Величина штрафа зависит от нарушения и самого нарушителя. Для физических, юридических и должностных лиц прописаны свои положения.
Нарушения, которые связаны с порядком передачи информации в ЕРИР:
-
не подали сведения о рекламе;
-
не уложились в 30-ти дневный срок подачи данных о рекламе после ее размещения;
-
предоставили ложные, неполные или неактуальные сведения.
Размеры штрафов:
-
физическим лицам — 10–30 тыс. рублей;
-
должностным лицам — 30–100 тыс. рублей;
-
юридическим лицам — 200–500 тыс. рублей.
Нарушения, которые относятся к идентификатору рекламы (токену):
Размеры штрафов:
-
физическим лицам — 30–100 тыс. рублей;
-
должностным лицам — 100–200 тыс. рублей;
-
юридическим лицам — 200–500 тыс. рублей.
Неисполнение обязанностей оператора рекламных данных (ОРД). Рекламодатели, посредники, рекламные распространители и площадки не несут ответственности в данных вопросах. Перечень нарушений относится только к ОРД и включает:
-
не передали данные в ЕРИР;
-
нарушили порядок взаимодействия с ЕРИР;
-
предоставили ЕРИР ложные, неполные или неактуальные сведения;
-
нарушили порядок работы с идентификатором.
Размеры штрафов:
При обнаружении сразу нескольких нарушений участников рекламной цепочки будут облагать суммированным штрафом. Например, за размещение пяти реклам без идентификатора юрлица могут получить штраф до 2,5 миллионов рублей.
За соблюдением правил маркировки рекламы в интернете следит Роскомнадзор. Он располагает всей системой учета ЕРИР.
В решении спорных ситуаций важно определить, что является рекламой, а что — нет. Иногда обычное сообщение в интернете могут счесть рекламой и обложить штрафом за несоответствие правилам публикации. Для предупреждения таких неоднозначных моментов Роскомнадзору будет помогать Федеральная антимонопольная служба.
Оба госоргана наделены полномочиями и инструментарием для контроля исполнения правил маркировки и выявления нарушений. Техническая проверка интернет-рекламы — обязанность специальной радиочастотной службы. Данное положение закреплено статьей 18.1 ФЗ «О рекламе».
Кто ответственен за маркировку, и как не получить штраф
Без нарушений не будет и штрафа. Соблюдайте новые правила размещения рекламы в интернете: приобретите токен, поставьте на объявление метку «Реклама», укажите данные о рекламодателе, предоставьте точные сведения о рекламе в ЕРИР в положенные сроки.
За разные виды рекламной кампании — разная ответственность. Рекламировать товар и услуги можно:
-
самостоятельно;
-
с привлечением посредников в виде рекламных агентств или фрилансеров;
-
с помощью рекламораспространителей и рекламных систем — физлиц или сервисов, где выкладывают рекламу (например, блогеры, myTarget, «Яндекс Директ»).
Этапы маркировки интернет-рекламы:
-
Покупка токена перед запуском интернет-рекламы. Зарегистрировать рекламную кампанию и получить идентификатор лучше кому-то одному: рекламодателю или рекламораспространителю. Решение принимается обеими сторонами и прописывается в договоре.
Если, к примеру, компания решила нанять блогера для рекламы продукта, тогда он и будет ответственным за получение и размещение токена.
При использовании рекламных сервисов вроде «Яндекс Директ», сперва необходимо изучить правила работы выбранной системы. Во многих случаях они получают токен самостоятельно.
-
Размещение рекламы. Необходимо сделать пометку «Реклама», отметить рекламодателя и поместить идентификатор. Однако законом не предусмотрено отдельное наказание за отсутствие надписи «Реклама» и данных о рекламодателе. Скорее всего, меры наказания будут схожи с положениями о рекламе в периодических изданиях (часть 1 статьи 14.3 КоАП РФ).
Лицо, ответственное за использование идентификатора, назначается договором. Обязательство может исполнять сам рекламодатель, а также посредник или рекламораспространитель.
Подпишитесь на нас в Telegram
Получайте свежие статьи об интернет-маркетинге и актуальные новости о наших готовых решениях
-
Информирование о рекламных мероприятиях. Каждый участник цепочки должен сообщать, какую роль он выполняет и какой этап работы берет на себя.
К примеру, рекламораспространитель может быть назначен ответственным за сведения о заключенных контрактах, подписанных актах, конечных рекламодателях, а также за информацию об охвате рекламной кампании и ее прибыли. Рекламодатель, в свою очередь, несет обязательства по предоставлению данных о себе, продвигаемом продукте или услуге.
Согласно решению, которое подкрепляется договором, один из представителей рекламной цепочки обязан подать информацию оператору рекламных данных, а он — далее в ЕРИР.
Каждая сторона самостоятельно распределяет функции и согласовывает зоны ответственности. Рекламодателю не обязательно заниматься маркировкой. Он может полностью снять с себя эти задачи и переложить их на рекламораспространителя или посредника.
-
Передача сведений в ЕРИР. За этот этап полную ответственность несет оператор рекламных данных. В его обязанности входит сбор информации об интернет-рекламе от рекламодателей, распространителей рекламы или посредников и ее передача в единый реестр. Другие участники рекламной цепочки не могут подавать данные в ЕРИР напрямую.
В результате, избежать штрафа за неверную маркировку поможет:
-
Грамотная стратегия ведения рекламной кампании и четко выстроенные элементы цепочки.
-
Договор с четко прописанными функциями и сферами ответственности: кого назначить главным за получение и использование идентификатора, кто будет передавать сведения в ОРД, каковы меры соблюдения порядка и прочее.
-
Контроль выполнения требований договора: исполнитель не может уйти от ответственности за свой этап рекламной кампании, даже если он переложит обязанности на другого сотрудника.
Рекламодатель — единственное лицо, которое может полностью отказаться от ответственности за маркировку. Главное, чтобы это положение было предусмотрено договором. В разделе «Ответственности сторон» нужно четко прописать обязанности и уточнить, что за нарушения правил маркировки отвечает рекламораспространитель.