Содержание:
Суть закона подлости известна всем: если есть хоть малейшая вероятность того, что вас могут понять неправильно, то вас обязательно поймут неправильно. Это относится и к созданию сайтов. Например, заказчику нужен второй «Фейсбук», но он неправильно поставил задачу разработчику. В результате получился форум цветоводов.
Прочитав эту статью, вы узнаете, что именно, как и зачем нужно писать в техническом задании. Поймете, чего нельзя делать, чтобы разработка ТЗ не стала потерей времени.
Техническое задание — это документ с требованиями к сайту. Если ТЗ составлено четко и подробно, исполнителю будут понятны поставленные перед ними задачи.
Следовательно, результат удовлетворит и заказчика, и исполнителя. Польза от технического задания очевидна:
1. Заказчик:
Грамотное ТЗ может составить только исполнитель. Проект-менеджер или разработчик понимают в создании сайтов больше владельцев кафе и стоматологических клиник. Тем не менее заказчик должен принимать в процессе самое непосредственное участие.
Он:
Заказчик может предложить свой вариант технического задания. В некоторых случаях это ускоряет процесс создания конечного ТЗ.
Главная цель техзадания – понимание между заказчиком и разработчиком. В документе не должно быть качественных прилагательных: красивый, удобный, современный. Такие слова можно оценить неоднозначно: каждый по-своему понимает красоту и современность.
Например, этот дизайн кому-то показался красивым, и он использовал его на своем сайте:
То же самое относится и к невнятным формулировкам. Например:
Обязательно проверьте текст: в нем не должно быть неоднозначных формулировок. В противном случае ТЗ придется переписать. Все мысли следует сформулировать четко и точно. Например:
У всех членов команды должно быть четкое понимание того, чем занимается компания и кто ее целевая аудитория. Во избежание ошибок пропишите это в самом начале ТЗ. Кроме того, укажите цель сайта и опишите его функционал: в противном случае вместо блога у вас может получиться интернет-магазин.
Техническое задание должны понимать все, для кого оно предназначено. Если вы планируете пользоваться терминами, которые непонятны вашей клиентке - владелице магазина сувениров - необходимо пояснить их.
Допустим, вы в течение двух месяцев разрабатывали сайт. Каждый этап был согласован с заказчиком. И вот работа сделана. Во время показа админки заказчик возмущается: «Это «Модэкс»?! Я рассчитывал, что сайт будет на «Вордпрессе»!»
Исключите такие ситуации. Для этого вам нужно четко описать инструменты, движки и библиотеки, а также указать требования к хостингу. Вдруг вы сделаете на PHP, а у заказчика сервер на .NET.
Готовый сайт должен работать в любом браузере и на всех устройствах. Это нужно обязательно прописать в ТЗ.
Также нужно указать требования к следующим параметрам:
До того, как вы начнете отрисовывать дизайн и верстать, согласуйте с заказчиком структуру сайта.
Сначала нужно выяснить, что он хочет. Затем собрать сотрудников (разработчики, SEO-специалисты, маркетологи, главный редактор) и решить, какие именно страницы нужны на сайте и как их связать между собой.
Структуру можно показать списком или нарисовать в виде блок-схемы.
Структура — фундамент сайта. Ее создание — самый важный этап работы. Если она получится неудачной, сайт будет «кривым».
Заказчику нужно понимать назначение каждой страницы и ее элементов. Для демонстрации есть два способа.
1. Прототип. Самый наглядный и однозначный способ. Исполнитель рисует эскизы каждой страницы и прикладывает их к ТЗ. Заказчик увидит, как будет выглядеть интерфейс сайта, и сможет сказать, что ему понравилось, а что лучше изменить.
2. Перечисление элементов — ленивая альтернатива прототипу. Если вы выбираете этот вариант, нужно лишь составить список блоков, которые предполагается разместить на странице.
Если интерфейс, который вы разрабатываете, будет нестандартным, простым показом структуры и эскизов страниц обойтись не получится. И ваши коллеги, и заказчик должны четко понимать, как именно посетители будут использовать сайт. Для наглядности нужно составить простую схему сценария: действие пользователя - ответное действие сайта - результат.
При создании стандартной визитки или лендинга вам не нужно писать сценарий. Но если вы работаете над размещением интерактивных сервисов на сайте, сделать это необходимо.
Некоторые исполнители разрабатывают сайты сразу с контентом. Другие делают рыбу. Кто-то может написать тексты, но не бесплатно. Обговорите с заказчиком, какой именно контент вы будете готовить и зафиксируйте это в техническом задании.
Не используйте фразы типа «качественное», «интересное», «полезное для потенциальной аудитории». Укажите, что контент должен быть уникальным
Объективных критериев оценки дизайна сайта нет. Если заказчик хочет определенную цветовую гамму, пропишите это в ТЗ. Если он имеет брендбук с конкретными шрифтами, напишите и это.
А вот слова «красивый» и «современный» употреблять не нужно.
Одинаковых технических заданий не бывает: для каждой задачи пишется отдельное ТЗ. Грамотное техническое задание должно содержать:
1. Информацию о компании и целевой аудитории, целях и задачах сайта;
2. Глоссарий терминов, непонятных заказчику;
3. Требования к верстке и работе сайта;
4. Описание применяемых технологий и список требований к хостингу;
5. Подробную структуру сайта;
6. Прототипы страниц и описания содержащихся на сайте элементов;
7. Сценарии использования интерфейса, если он нестандартный;
8. Список контента;
9. Требования к дизайну (в общих чертах).
Компания INTEC более 14 лет занимается разработкой и продвижением сайтов. Мы всегда четко и подробно расписываем все пункты в техническом задании, обсуждаем с клиентом все детали. В итоге заказчик получает именно такой сайт, который он и хотел.