Интернет диктует пользователям свои правила, поэтому при работе в сети важно проверять материалы на соответствие закону и отсутствие нарушений чьих-либо прав. Эта статья будет полезна всем, кто занимается созданием контента — от диджитал-специалистов до владельцев бизнеса.
Проверьте, нет ли нарушения авторского права во всех материалах, включая фотографии и текстовые фрагменты. В соответствии со статьей 1274 ГК РФ, разрешение автора не требуется в определенных ситуациях — например, для цитирования в научных, критических, информационных и учебных целях. Но в этом случае необходимо указать имя автора и источник заимствования. Это правило распространяется и на фотографии.
Согласно статье 1274 ГК РФ, без согласия автора и оплаты вознаграждения можно использовать мемы — пародии на основе оригинальных произведений (пункт 4 статьи 1274 ГК РФ).
При размещении литературных фрагментов проверяйте дату их создания и публикации. В соответствии с пунктом 1 статьи 1281 ГК РФ, исключительное право на произведение действует в течение жизни автора и 70 лет после первого января года, который следует за годом смерти. После этого срока труд писателя становится общественным достоянием и фрагменты текста можно заимствовать без нарушения авторских прав.
Во всех других случаях необходимо получить разрешение в виде письменного согласия от правообладателя или лицензионного договора. Если авторство трудно установить, стоит избегать скачивания фотографий и использования цитат из общедоступных источников.
Если в материале есть упоминание конкретных людей или организаций, обязательно проверьте, не числятся ли они в реестрах иноагентов, нежелательных организаций или экстремистов. В противном случае имена или названия нужно маркировать.
Для проверки используйте:
СМИ обязаны маркировать такие упоминания в свободной форме. Что касается физических лиц, которые признаны экстремистами, закон не требует маркировки, но лучше перестраховаться и добавить ее. Это актуально даже для материалов, которые публикуют издания без статуса СМИ.
Если вы цитируете иноагентов, то также необходимо в свободной форме указать, что материал создан лицом или организацией, которые выполняют функции иностранного агента, а также проставить отметку «18+». Любой контент, который создан нежелательными организациями или экстремистами, цитировать запрещено.
Контент, который может нанести вред здоровью или развитию детей, должен быть размечен по возрастным категориям: 0+, 6+, 12+, 16+, 18+.
Для определения возрастной категории нужно учитывать следующие факторы:
Более подробное определение приведено в части 2, статье 6 ФЗ №436.
Например, мультфильм, который потенциально способен вызвать у ребенка желание изменить пол, должен иметь маркировку 18+, так как в России эти сведения запрещены для несовершеннолетних лиц.
Однако маркировка обязательна не во всех случаях. Существуют исключения (статья 1 и 11 ФЗ №436) — например, научная и статистическая информация не требуют маркировки.
Если в вашем материале есть упоминания наркотиков и психотропных веществ, убедитесь в отсутствии рекламы или призыва к употреблению. За нарушение закона могут быть предусмотрены штрафы, исправительные работы и лишение свободы.
Если ваш контент связан с коммерческой деятельностью, убедитесь, что все материалы соответствует требованиям законодательства о рекламе (подробнее — в нашем материале).
Используйте формулировки, которые не нарушают установленные нормы. Например, в России реклама не должна содержать:
Также обратите внимание на маркировку. Каждый рекламный пост в интернете должен иметь пометку «Реклама», информацию о рекламодателе (например, ИНН) и специальный идентификатор — токен. Больше о маркировке рекламы — в нашем подробном гайде.
Если в создании контента принимало участие третье лицо (например, приглашенный эксперт), важно не упустить из вида два важных момента:
Подпишитесь на нас в Telegram
Получайте свежие статьи об интернет-маркетинге и актуальные новости о наших готовых решениях
Обозначьте цель материала: информационная, коммерческая, образовательная, научная.
Если цель информационная, научная или образовательная, проверьте следующее:
Если цель коммерческая, дополнительно проверьте:
После проверки всех пунктов материал можно публиковать.