Deepfake — способ создания голоса или изображения с помощью искусственного интеллекта. На экране это выглядит, как обычная видеозапись.
То есть дипфейком называется имитация знаменитости или персонажа, который был разработан специально для съемки.
Deepfake разрабатывается на основе алгоритмов ИИ, в частности генеративных состязательных сетей — GAN. Фактически это два искусственных интеллекта, которые объединяются в одно целое:
На практике это работает следующим образом. Сначала изображение человека загружается в генератор для изучения распределения пикселей, затем на основе этих данных создается его копия.
Далее начинается работа дискриминатора. Нейронная сеть сравнивает оригинал с полученным изображением и оценивает возможность того, что копия не является таковой. Чем выше вероятность, тем больше у них общего. Разность между оригиналом и копией — это потери дискриминатора.
На первом этапе генератор не способен оценить степень схожести изображений. В него требуется загрузить потери дискриминатора для учета при дальнейшей работе.
После нескольких итераций генератор начинает создавать более похожие изображения. Дискриминатор, наоборот, делает ошибки и принимает копии за оригиналы.
Со временем генератор обучается и производит изображения, которые невозможно отличить от подлинников. Дискриминатор оценивает их как правильные и уже не отличает фейки от оригиналов.
Технология Deepfake появилась недавно, но развивается стремительно. Если несколько лет назад дипфейки были известны немногим, то сегодня с ними можно столкнуться практически на каждом шагу.
Особой популярностью технология пользуется у маркетологов. Теперь они могут создавать видео и фото без участия знаменитостей. Например, руководство KFC уже отказалось от реального актера, который сыграл роль полковника Сандерса. Сейчас эту функцию выполняет сгенерированный персонаж — результат работы нейросети.
Еще один яркий пример использования дипфейка — перенос героя из прошлого в настоящее время. Таким образом «Сбер» переместил Жоржа Милославского из советской комедии, чтобы познакомить с предложениями банка и заставить зрителей немного поностальгировать.
«Пятерочка» в своей рекламе использует образ актрисы Ольги Медынич. Авторы ролика купили лицензию на работу с ее изображением, что привело к существенному снижению затрат на создание видео.
В ближайшее время благодаря deepfake актеры начнут получать дополнительные деньги. Они будут просто продавать лицензии на использование своих образов. Это приведет к снижению расходов рекламных агентств на создание видеороликов. Ведь лицензия на изображение знаменитости стоит дешевле ее личного присутствия на съемочной площадке.
Однако технология приносит не только пользу, но и проблемы. Большинство из них заключается в незаконном использовании чужих изображений с разными целями. Например:
Тем не менее, положительные стороны применения технологии перекрывают все ее недостатки.
К очевидным плюсам технологии можно отнести:
В целом дипфейки снижают затраты на медийную рекламу, и ближайшее время это станет стандартом отрасли.
Технология популярна не только у компаний и обычных пользователей, но и в научной среде. Варианты применения deepfake:
Несомненно, технология приносит больше пользы, чем вреда от применения в мошеннических схемах.
Подпишитесь на нас в Telegram
Получайте свежие статьи об интернет-маркетинге и актуальные новости о наших готовых решениях
Технология пока еще далека от совершенства, поэтому при внимательном просмотре видео человек легко заметит признаки deepfake. Тем не менее, без результатов специальной экспертизы нельзя быть уверенным, что перед вами фейковый ролик.
Распознать имитацию можно по следующим признакам:
Генерация с помощью слабого оборудования дает тени на лице в неожиданных местах или даже размазывает изображение.
Применение deepfake регулирует закон об авторских правах. В некоторых ситуациях использование технологии затрагивает статьи Гражданского кодекса.
Например, история с Roistat. Их мероприятие рекламировал ролик с фейковым изображением Киану Ривза. Маркетологи были убеждены, видео, которое сгенерировала нейросеть, не защищается авторским правом. Но у создателя оригинала — компании Agenda Media Group — было свое мнение. Ее руководство обратилось в суд. Последний постановил: ролик является произведением режиссера и инженера, который настраивает ИИ. Следовательно, авторские права на него принадлежат и компании. Roistat выплатила 500 000 рублей компенсации.
Однако здесь есть и другой момент: у AMG нет лицензии на изображение Киану Ривза. Поэтому представители актера вправе подать к ним иск за незаконное использование образа.
В России применение deepfake никак не регулируется. Обычно все зависит от ситуации. В одних случаях использования технологии применяется статья об охране изображения человека, в других, если речь идет о буллинге — закон о клевете.
Дипфейк — новая технология для создания видеороликов и фото с лицом человека, которая не требует его участия в съемке. Она позволяет экономить на производстве рекламы, но часто применяется в мошеннических схемах.
Помните: чтобы использовать изображение человека, следует получить разрешение. Это особенно важно в контексте защиты личных данных и авторских прав. Этические и юридические аспекты применения дипфейков требуют особого внимания, поскольку неправомерное использование изображений других людей может привести к серьезным последствиям, в том числе к судебным разбирательствам и ущербу репутации.