Алгоритмы поисковых систем постоянно развиваются. Можно сколько угодно строить гипотезы о том, как формируется выдача в 2022 году. Никто, кроме самих разработчиков, точно не знает, как работают Google и «Яндекс».
Ситуацию осложняет то, что сегодня алгоритмы ранжирования значительно отличаются от того, какими они были 5–6 лет назад. Из-за этого многие SEO-специалисты и маркетологи стали сомневаться в эффективности SEO-продвижения. Скептики считают, что для привлечения пользователей достаточно качественного контента, а искусственные приемы уже не работают.
Как правило, SEO-тренды приходят с Запада, поэтому в этой статье нам хотелось бы поделиться опытом основателя Zyppy и эксперта в оптимизации Сайруса Шепард. Он составил подборку советов по успешному SEO в 2022, которую мы дополнили своими наблюдениями.
Универсальных рецептов успешного продвижения не существует. То, что сработает для одного проекта, может быть в лучшем случае бесполезным, а в худшем – вредным для другого. Любой SEO-прием нужно проверять на практике с помощью A/B-тестирования. Вы можете одновременно запускать разные версии страницы и отслеживать, какая из них лучше работает.
Покажите поисковым системам, что на вашем сайте размещаются экспертные материалы, которым можно доверять. «Яндекс» и Google не могут самостоятельно оценивать качество контента, поэтому пользователи полагаются на авторитет веб-ресурса. Подтверждением экспертности служит образование, релевантный опыт, интересы и другие публикации по конкретной теме.
Создайте для каждого автора персональную страницу. Она должна включать:
Чтобы связать статьи с авторами, используйте разметку и перелинковку. В 2021 году Google добавил в документацию по структурированным данным типа Article свойство author.url. Благодаря этому поисковые роботы могут определять авторов статей.
Если вы уже создали персональные страницы авторов, то проверьте их актуальность.
Если Google считает, что заголовки не полностью соответствуют содержимому, то он может исправить большинство — до 80% — Title на сайте. В одних случаях поисковая система меняет знак «|» на «—» перед названием бренда, в других — добавляет дату или «хлебные крошки» в середину тега и т.д.
Обычно Google исправляет такие заголовки:
Кроме того, Google переписывает заголовки, которые состоят из шаблонов. Например, это происходит в случаях, когда все страницы сайта имеют Title «Без названия» либо дублируют название компании.
Анализ причин, по которым поисковик меняет заголовки, поможет понять, что не так в системе формирования Title.
Иногда Google предлагает неудачные варианты заголовков. В таком случае стоит попытаться исправить написанное поисковиком и добиться замены в выдаче (иногда получается).
Переизбыток ключевых слов и водянистые малосодержательные тексты препятствуют эффективному продвижению. Особенно часто многословные мусорные описания встречаются на кулинарных сайтах, где рецепты начинаются после подробного рассказа об истории того или иного блюда.
Если раньше нужно было только контролировать вхождение ключей на странице, то сегодня этого недостаточно. Алгоритмы семантического поиска буквально перевернули все с ног на голову. Всего 2–3 года назад в топ мог попасть одностраничник, если ухитриться развернуть в рамках одного документа семантическую структуру, вписать ключевики и добавить коммерческие блоки. Сейчас необходимо обращать внимание на веб-граф.
Подпишитесь на нас в Telegram
Получайте свежие статьи об интернет-маркетинге и актуальные новости о наших готовых решениях
Если семантическая структура не соответствует типовому графу, который оценивается не только в рамках сайта, но и в связи с внешними узлами, то ситуация ухудшается. После появления алгоритма YATI многие стали искусственно увеличивать объемы сайтов. Для этого добавлялись дополнительные посадочные страницы, часто просто с тегами по нулевым запросам, и благодаря этому видимость начинала расти. Однако, ненадолго. Если на страницу не идет трафик – это прямой путь под МПК и его аналоги.
В 2022 году изменилось и продвижение по ключевым словам. Манипуляции с высокой, средней и низкой частотностью больше не работают, по крайней мере, в «Яндексе». Причина в следующем: «хвосты» запросов перестали учитываться. Сегодня в выдачу попадают результаты поиска по самым частотным общим запросам, при этом в приоритете оказываются мегамаркеты. О продвижении по «низкочастотке» можно забыть. На конкретные запросы поисковик сначала показывает точное вхождение в собственных сервисах. Потом выдает ссылки на общие страницы Ozon, Wildberries и т.д., даже если там нет ничего из того, что пытается найти пользователь.
Из-за изменений в «Яндексе» перестала работать классическая схема накруток, при которой к запросу добавлялся домен или компания, после чего сайт поднимался в выдаче. Теперь действует другой принцип: «Что накручивается, то и попадает в топ». Например, крутили вы запрос «купить конфеты в интернет-магазине конфета.ру» – попадете вы по нему в топ, а по «конфетам» – нет.
Что касается Google, то в нем еще можно влиять на выдачу с помощью хотя бы НЧ-запросов т.к Google все еще понимает, что такое прямые вхождения. Благодаря этому малый и средний бизнес может применять «белые» или немного «серые» методы, чтобы получать клиентов из поиска.
На этом месте вернемся к вопросу о приоритизации ключей. Не имеет значения, пользуетесь ли вы «белыми» способами или прибегаете к накрутке. В любом случае неправильный выбор ключей привлечет нецелевой трафик либо помешает конкурировать с более серьезными веб-ресурсами.
Соберите в блоке FAQ вопросы, которые чаще всего задают пользователи, и добавьте ответы на них.
Почему создание раздела с вопросами и ответами выгодно с точки зрения продвижения:
Ранее Джон Мюллер (представитель поисковой службы Google) настаивал на том, что содержимое, которое загружается после нажатия на вкладку, не учитывается при индексировании. Из-за этого SEO-специалисты переносили контент в навигацию или основной текст.
В 2021 году сотрудники Merj проверили, насколько легко Google находит и индексирует контент на вкладках. Для этого специалисты тестировали разные способы отображения содержимого. Выяснилось, что Google не определяет, как контент строки словаря JavaScript.
Скрыть содержимое можно с помощью строк словаря. Также вы можете использовать onClick обработчик событий для вызова API.
Чтобы Google находил контент на вкладках, используйте статический HTML при загрузке страницы. Еще один вариант — вызов внешнего API без onClick события для загрузки содержимого.
Подробные отзывы о конкретных продуктах ранжируются лучше, чем сводные материалы о нескольких товарах.
В 2022 году Google обновил правила написания полезных отзывов. Что советуют разработчики:
Асессоры, которые оценивают качество сайтов, собирают данные о репутации со сторонних ресурсов. Репутация особенно важна для сайтов, от которых зависит здоровье, финансовое благополучие и юридическая безопасность посетителей, т.е. для медицинских порталов, интернет-сообществ адвокатов, форумов психологов и т.д. На такие ресурсы асессоры обращают пристальное внимание.
Как исследовать репутацию:
Также можно разработать бонусную программу для работы с лояльными клиентами, чтобы мотивировать их оставлять положительные отзывы.
В 2021 году SEO-специалисты часто обсуждали Core Web Vitals — показатели качества страницы, которые относятся к скорости и комфортности загрузки.
После запуска обновления одни сайты продвинулись наверх, другие спустились вниз, но в целом эффект от CWV не оправдал ожиданий.
Том Каппер выяснил, что быстрые сайты по-прежнему ранжируются лучше медленных, а ресурсы, которые не соответствуют требованиям CWV, остаются на нижних позициях.
Каждому оптимизатору в любом случае нужно работать над ускорением сайта, но слепо ориентироваться на Core Web Vitals в этом вопросе не стоит.
В 2021 году многие начали отказываться от AMP. В прошлом такие страницы позволяли попасть в блок «Главные новости». После обновления Page Experience необходимость в AMP отпала. Сегодня в «Главных новостях» может оказаться любой новостной контент. Для news.google.com и приложения «Google Новости» требования AMP также больше не актуальны. В поиске такие страницы перестанут помечаться.
AMP-страницы дают несущественные преимущества в скорости — не тратьте на них ресурсы.
Это рекомендация для локального SEO. От категорий, которые характеризуют фирму, во многом зависит то, при каких запросах будет появляться карточка компании.
Исследования показали, что ошибки в выборе категории в Google Business Profile (ранее «Google Мой бизнес») — основной негативный фактор в локальном ранжировании.
Фавиконы отображаются в «Яндексе» и в выдаче Google на мобильных устройствах. Такие иконки привлекают внимание и побуждают кликнуть по сниппету. Особенно удачные фавиконы запоминаются пользователями и ассоциируются у них с конкретным сайтом при следующих запросах.
Этот новый ресурс — замена традиционного Universal Analytics. Он предназначен и для сайтов, и для приложений. В GA4 вместо отказов можно отслеживать показатель вовлеченности и более точно оценивать, как пользователь взаимодействует с веб-ресурсом.
Создать новый ресурс на GA4 легко, но при переходе на него с Universal Analytics могут возникнуть затруднения, поскольку часть настроек придется переносить вручную.
Раньше, чтобы предоставить ссылку на страницу, нужно было дать линк на ее URL. Сегодня вы можете использовать диплинки, т.е. глубокие ссылки. Это значит, что линк можно поставить не всю страницу, а выделить с помощью ссылки часть контента, например, конкретный абзац. Таким образом поисковики будут видеть, какой именно фрагмент соответствует запросу, а пользователи смогут глубже погружаться в страницы.
Использование диплинков стало особенно актуальным, когда Google запустил Passage Ranking. Благодаря этой технологии боты могут оценивать фрагменты контента. С ее помощью можно продвигать непопулярные или очень объемные материалы, содержание которых частично соответствует интенту.
Как провести оптимизацию под Passage Ranking:
Эта рекомендация остается актуальной и в 2022 году. Многие владельцы крупных сайтов сталкиваются со сложностями, когда межстраничные редиректы начинают разрастаться.
Проверьте цепочки редиректов и сократите их до одного перенаправления с четкой директивой. Таким образом вы снизите количество ошибок, которые связаны с каноническими страницами, и повысите эффективность сканирования.
Во время проверки можно обнаружить скрытые редиректы, которые отправляют посетителей с мобильной версии на сторонний ресурс. К появлению «подводных камней» приводят действия злоумышленников, ошибки оптимизаторов или использование устаревших виджетов.
Совет звучит так: станьте для пользователей последним кликом.
Этот совет актуален в любое время. Стремитесь к тому, чтобы стать для пользователя последним кликом в решении его вопроса. Если посетитель найдет то, что ему нужно, он остановится на вашем сайте, запомнит его и при необходимости вернется.
Анализируйте желания пользователей и давайте им необходимую информацию в удобном виде. Это достаточно сложно, потому что поисковики считают лучшим результатом выдачи свои сервисы (например, 41% первой страницы Google занимают сервисы Google), но такая цель себя оправдывает.