События в стране и мире изменили покупательское поведение людей. Мы только начали восстанавливаться после пандемии, как с российского рынка ушли западные компании.
По статистике СтатБюро на 2022 год уровень инфляции в стране — почти 12%.
Расскажем, что и как покупают в сложные экономические времена и дадим маркетинговые стратегии 2024.
Главные тренды покупательского поведения
В марте 2022 люди массово закупались гречкой, сахаром и другими товарами — боялись скачка цен. Ситуация пришла в норму, но новые потребительские привычки уже закрепились:
-
Экономия. Бытовая техника, квартиры, путешествия и дорогие вещи типа картин и антиквариата отошли на второй план. Каршеринг или машина с Авито вместо нового автомобиля — вот новая реальность.
-
Сокращение расходов. В продуктовых магазинах люди больше не кладут в корзину все подряд, а смотрят на цены и выбирают что-то подешевле.
-
Погоня за акциями. Начиная со скидок на еду и заканчивая одеждой, мебелью, техникой. Многие стали ходить в магазины экономкласса.
-
Осознанный шопинг. Перед покупкой потребители анализируют: нужен им товар или нет. Если да, то ищут выгодный вариант, изучают характеристики и отзывы в интернете. На эмоциях сейчас покупают лишь самые дешевые товары.
-
Преданность одному продавцу. Люди долго ищут оптимальный вариант и возвращаются туда, где нашли лучшее соотношение цены-качества.
Как сегодня покупают в интернете
Из-за ограниченного бюджета люди стали больше покупать в интернете. Так легче сравнивать варианты, есть больше времени на выбор. Теперь почти к каждому товару можно найти отзывы с фото и видео. Люди охотнее верят таким же покупателям, чем описаниям продавца.
Подпишитесь на нас в Telegram
Получайте свежие статьи об интернет-маркетинге и актуальные новости о наших готовых решениях
Другая причина пребывания в сети — желание отвлечься от новостей и рутины. Поэтому люди заходят в соцсети, читают блоги и покупают то, что там советуют. После затишья русскоязычная аудитория постепенно возвращается в «запрещенную» соцсеть. Показатели 2021 года еще не вернулись, но активность растет. Больше пользователей стало в Telegram, куда «переехали» и многие блогеры. Также люди вспомнили про ВКонтакте и заходят в соцсеть каждый день, а не периодически, как раньше.
Как продавать в новых условиях
Потребительские привычки двигают бизнес и меняют способы продвижения. Вот, что говорят маркетологи и другие эксперты о разных стратегиях продаж.
Акции
Они мотивируют к первой покупке, помогают продавцам расширить клиентскую базу, увеличить средний чек и выручку, повышают лояльность покупателей. Но главный плюс акций — точечное общение с лояльной аудиторией.
Благодаря акциям компания взаимодействует с приоритетными в этот момент покупателями и запускает их по воронке продаж. Например, во время кризиса скорее всего не будет новых клиентов, значит, нужно сосредоточиться на «старичках».
С одной стороны, это экономит бюджет, ведь привлекать новых клиентов — дорого. С другой, клиентская база без них истощится. Лучше реже, но все же общаться, чем совсем прекращать работу.
Варианты акций для разных типов аудитории:
-
Привлечение новых покупателей и знакомство с брендом — обычно это масштабные мероприятия во время праздников и больших распродаж типа «Черной пятницы». Чтобы познакомить с компанией, задействуют цифровую наружную, медийную баннерную и видеорекламу. Человек как минимум перейдет на сайт бренда. Даже если он ничего не купит, потом будет возможность привлечь его с помощью рассылок и других инструментов.
-
Мотивация к первой покупке тех, кто уже знаком с брендом — помогает начать отношения между потенциальным покупателем и компанией. Это важно, ведь после первого раза, вероятнее всего, купят снова. Бывает, что человек положил товар в корзину, но передумал. В этом случае нужно сделать скидку и на этот продукт, и на другие категории. Тогда пользователь приобретет хоть что-нибудь.
-
Напоминание о себе старым покупателям — здесь много механик. Например, лимитированные бонусные карты, продажа товара на специальных условиях до официального старта акции, закрытый клуб покупателей и т. д. Главное — показать клиенту, что предложение ограничено и доступно не всем.
-
Увеличение среднего чека — например, чем больше товаров купят, тем выше скидка. Обычно такой метод помогает повысить продажи среди своих клиентов в среднем на 20%, пока действует акция.
Эксперты рекомендуют делать скидки на постоянной основе. Акции выгодны и потребителю, который получает интересное предложение, и магазину за счет новой аудитории и активного сбыта товаров.
SEO-стратегии
С марта 2022 года Google не размещает контекстную рекламу в России. В этом поисковике интернет-магазины теперь получают трафик только через SEO.
После оптимизации сайта SEO-специалисты советуют повышать CTR (соотношение показов сниппета и количества кликов по нему) и улучшить внешний вид сайта в поисковой выдаче. Чем привлекательнее заголовок и описание страницы, тем больше кликов.
Реклама через блогеров
Подписчики все еще им доверяют. На большие охваты можно не рассчитывать, но зато затронете аудиторию в «запрещенных» соцсетях. Чтобы найти «своего» блогера, маркетологи запускают тестовые интеграции с разными инфлюенсерами, после оценивают вовлеченность и количество лидов. С микроблогерами работать в разы дешевле и эффективнее. У них от 10 до 100 тысяч подписчиков, но они более прогретые.
Маркетплейсы
Они подходят, если грамотно выбрать нишу. Учитывайте уровень конкуренции, сезонность и стабильность спроса. Чем уже ниша, тем меньше конкурентов и более специфичная аудитория.
С аналитикой помогают специальные сервисы, например, Moneyplace и MPstats. Они показывают, сколько товаров продается в конкретной категории, самую трендовую продукцию и среднее количество продаж на магазин или отдельный сегмент. У каждого маркетплейса и ниши свои особенности, поэтому нужно придумывать оригинальные стратегии.
Поведение покупателей стало другим, на смену одним популярным товарам пришли новые, более доступные. Поэтому изменились и рекламные кампании. Правила же остались прежними: выбирайте наиболее эффективные каналы продвижения, изучайте, какие ниши сейчас популярны — для этого есть все необходимые инструменты. Соблюдайте эти рекомендации, и даже в кризис у вас будут клиенты.