Обычный пользователь каждый день читает посты в соцсетях, новости, статьи. Однако мало кто задумывается о копирайтерах — тех, кто пишет тексты. Настало время это исправить.
Что такое копирайтинг
Понятие copywrite не связано с copyright, т. е. защитой авторских прав. Термин «копирайтинг» появился благодаря сложению слов copy и writing, в переводе на русский — «написание текстов».
Копирайтерами называются специалисты, которые создают уникальный текстовый контент для самых разных заказчиков — развлекательных сайтов, новостных порталов, частных и государственных компаний и т. д.
Зарождение копирайтинга пришлось на вторую половину XIX века. Это время стало эпохой активного развития промышленности в Америке и Европе. Благодаря появлению новых технологий снижалась себестоимость производства одежды, обуви и других товаров, а конкуренция между компаниями росла. Владельцы бизнеса поняли, что для успешного продвижения продукции необходима реклама. Одним из главных ее инструментов стал текст. Так появились копирайтеры, которые стали придумывать рекламные слоганы.
Подпишитесь на нас в Telegram
Получайте свежие статьи об интернет-маркетинге и актуальные новости о наших готовых решениях
В конце XX века мир маркетинга изменился благодаря интернету. В сети появились тысячи сайтов, а потребность в качественных текстах выросла в разы. Эта ниша недолго оставалась пустой: ее быстро заполнило множество авторов. Сегодня они создают:
-
информационные статьи;
-
рекламные посты;
-
описания товаров и услуг;
-
тексты для email-рассылок;
-
коммерческие предложения и т. д.
Навыки и обязанности копирайтера
Хороший автор умеет:
-
быстро находить, анализировать и перерабатывать информацию;
-
проводить фактчекинг;
-
писать грамотно;
-
быстро набирать текст;
-
четко доносить до читателя смыслы;
-
писать уникальные тексты в соответствии с техническим заданием;
-
создавать логичную структуру текста.
Еще один важный скилл — это 100%-я грамотность.
Обратите внимание: копирайтер — это не журналист. Он не берет интервью и чаще всего сохраняет анонимность.
Разберемся, что входит в обязанности копирайтера. Для примера возьмем реальную вакансию. Заказчик — рекламное агентство, которое работает с застройщиками. Ему требуется автор с умением придумывать слоганы, подготавливать презентации, создавать креативы. В обязанности копирайтера входят написание текстов для email-рассылок и рекламных кампаний в соцсетях, статей для сайта агентства, технических документов. Кроме того, автор должен разбираться в строительной тематике.
Обязанности автора часто не ограничиваются написанием текстов. Копирайтеры также могут:
-
редактировать материалы;
-
ставить задачи другим авторам;
-
подбирать картинки для публикаций;
-
выгружать тексты на сайт;
-
частично готовиться к SEO-продвижению — изучать конкурентов, составлять списки ключевых слов, которые нужно использовать в статьях.
Чем больше навыков у копирайтера, тем выше его ценность на рынке труда. Поговорим о самых важных скиллах более подробно.
Навык номер один — умение владеть словом. Хороший копирайтер пишет так, что его тексты хочется перечитывать и делиться с друзьями. Для автора важна способность интересно рассказывать о самых скучных вещах и не перескакивать с одной мысли на другую.
Еще один обязательный навык — грамотность. Все мы люди, которые иногда ошибаются. В сети много сервисов для проверки орфографии с пунктуацией — никто не запрещает ими пользоваться.
Кроме того, рекомендуем научиться слепой печати. Для этого есть множество программ в интернете.
Чего работодатели хотят от копирайтеров
Посмотрим, как выглядит идеальный автор. Копирайтер мечты может:
-
писать о сложном простым языком;
-
превращать скучные тексты в интересные;
-
разбираться в самых разных тематиках;
-
четко следовать самостоятельно составленному контент-плану;
-
вести аккаунты в соцсетях;
-
генерировать новые оригинальные идеи;
-
работать в одной команде с корректорами, дизайнерами, маркетологами и другими специалистами.
Кроме того, идеальный копирайтер всегда внимателен к деталям и четко укладывается в сроки.
Хочу в копирайтинг: с чего начать
Стать копирайтером может любой человек. Для этого не нужно быть гением — достаточно желания освоить новую профессию и готовности учиться. Копирайтинг — это ремесло. Чтобы им овладеть, нужно двигаться от простого к сложному. Начать наработку портфолио можно на биржах копирайтеров — специализированных интернет-площадках:
-
«Адвего»;
-
Text.ru;
-
eTXT.ru;
-
«Миратекст»;
-
Textsale.ru и др.
Биржи работают по простому принципу:
-
Заказчики выкладывают технические задания.
-
Копирайтеры регистрируются на бирже и берут ТЗ в работу.
Средняя стоимость 1000 знаков варьируется от 40 до 100 рублей.
Биржи делятся на несколько видов:
-
Открытые. Регистрация на таких площадках доступна всем пользователям.
-
Полузакрытые. Чтобы получить доступ к заказам, нужно выполнить тестовое задание и подтвердить квалификацию.
-
Закрытые. На таких площадках действуют жесткие правила. Копирайтерам приходится не только выполнять тестовые задания, но и предоставлять портфолио, указывать ссылки на аккаунты в соцсетях, сдавать тесты на грамотность и т. д.
Проще всего попасть на открытую биржу, но на ней самый высокий уровень конкуренции, поэтому находить выгодные интересные заказы очень сложно.
Сколько зарабатывают копирайтеры
Уровень дохода зависит от специфики занятости. Одно дело — штатный сотрудник рекламного агентства, другое — копирайтер с десятком щедрых постоянных заказчиков.
Новички зарабатывают около 20–30 тысяч рублей в месяц. У профессионалов с солидным портфолио другой уровень дохода — 100–150 тысяч.
Возникает вопрос: почему стоимость 1000 знаков на биржах редко превышает 40–100 рублей? Дело в том, что для многих пользователей копирайтинг — это не основной вид деятельности, а просто подработка. Однако желающих пополнить свой бюджет гораздо больше, чем заказчиков. К тому же биржи — это пристанище для сотен начинающих копирайтеров, которые активно нарабатывают портфолио. В результате предложение значительно превышает спрос, из-за чего расценки неизбежно снижаются. Кроме того, основная часть заказов — это ТЗ от SEO-специалистов или владельцев сайтов со скромными бюджетами на продвижение.
Еще один момент — демпинг. Многие исполнители вредят сами себе — соглашаются работать за символическое вознаграждение либо вообще пишут тексты за положительные отзывы.
Трудиться за копейки не хочет никто, поэтому копирайтеры сначала набираются опыта на биржах, а потом устраиваются в штат либо раскручивают свой аккаунт, чтобы привлекать заказчиков. Со временем автор зарабатывает определенную репутацию. Заказчики начинают сами находить копирайтера и предлагать ему участие в разных проектах.
Каким бывает копирайтинг
Как правило, авторы делятся на тех, кто занимается коммерческими текстами, и тех, кто пишет информационные статьи.
Продающие тексты
Это слоганы, презентации, рекламные объявления, коммерческие предложения. Авторы, которые умеют создавать продающие тексты, очень востребованы. Такие копирайтеры знают, как зацепить читателя и принести заказчику миллионную прибыль. Сложно найти человека, который не слышал слоган «Тает во рту, а не в руках» или Just do it. Эти фразы придумали именно копирайтеры.
SEO-тексты
Чтобы сайт приносил прибыль, нужно привлекать естественный трафик. Для этого необходимо попасть в топ выдачи. Это позволяет сделать контент, который нравится и поисковикам, и обычным пользователям.
Алгоритмы «Яндекса» и Google анализируют любой опубликованный в сети текст. Поисковики оценивают, сколько ключевых слов содержит материал, сравнивают его с контентом конкурентов. После этого «Яндекс» и Google решают, какого места в выдаче заслуживает сайт.
Опытный копирайтер знает, как правильно оптимизировать текст, т. е. вписать ключевые слова в заголовки и саму статью таким образом, чтобы это выглядело естественно. Тогда материал поможет продвинуть сайт в топ выдачи и привлечь пользователей.
Оптимизация — дело тонкое. Никогда нельзя точно спрогнозировать, как сработают поисковые алгоритмы. Копирайтер должен тщательно анализировать выдачу, чтобы создать текст лучше, чем у конкурентов. При нехватке навыков в поисковом продвижении легко ошибиться. Начинающим копирайтерам лучше работать в тесной связке с SEO-специалистами.
Копирайтинг и рерайтинг — в чем разница
Проведем аналогию со школой: копирайтинг можно условно назвать сочинением. Результатом работы становится оригинальный текст. Рерайтинг — это изложение, т. е. переписывание текста. Главная задача — сохранить смысл. Рерайтинг — это создание статьи, чаще информационной, на основе исходного материала. Получившийся текст может быть на 100% уникальным для поисковых алгоритмов. Опытному рерайтеру легко улучшить даже очень посредственный исходник.
Рерайтинг часто заказывают владельцы сайтов с ограниченными бюджетами. Многие считают, что переписать текст гораздо проще, чем с нуля создать оригинальный материал, поэтому такая работа меньше ценится. Это спорный момент. Многим авторам легче написать текст с чистого листа, чем подбирать синонимы, искать новые формулировки и т. д.
Можно долго рассуждать о скиллах, видах текстов, разнице между копирайтингом и рерайтингом и других интересных вещах. Если вы решили освоить эту профессию, нужно сесть и начать писать. Только практика помогает начинающему автору стать классным специалистом.
Какие перспективы ждут копирайтера
Самые светлые! Со временем копирайтер может:
-
стать контент-редактором;
-
завести блог и раскрутить его;
-
стать автором курсов по копирайтингу;
-
устроиться в крупную корпорацию и придумать вирусный слоган.
Главное — не останавливаться на достигнутом и постоянно развиваться.
Где заказчикам искать копирайтеров
На первый взгляд, все очевидно: нужно идти на биржи. Там легко найти желающих работать за очень скромное вознаграждение. Однако никто не гарантирует, что заказчик получит качественный грамотный текст. Фрилансеры часто считают, что скромная оплата — это повод расслабиться и не стараться. Кроме того, даже на закрытых биржах встречаются исполнители, которые срывают сроки либо не считают нужным вносить правки. В результате заказчик тратит время и нервы на выяснение отношений с автором.
Можно избежать разочарований, если доверить написание текстов штатным копирайтерам надежного диджитал-агентства. В таком случае заказчик знает, что ответственность за результат несет не один человек, а целая компания. Например, можно обратиться в интернет-агентство INTEC. Мы знаем, как составлять объявления для контекстной рекламы, оптимизировать статьи для продвижения сайта в выдаче и писать посты для социальных сетей.