UX/UI-дизайнер, который занимается разработкой интерфейса будущего IT-продукта, должен четко понимать запросы целевой аудитории. Некоторые заказчики сразу дают подробный портрет потенциального потребителя, но такое случается не часто.
Разобраться с ситуацией поможет карта эмпатии, с помощью которой маркетологи анализируют целевую аудиторию. Ее задача заключается в развитии способности представлять себя на месте другого человека. Таким образом UX/UI-дизайнер сможет увидеть IT-продукт, который он создает, глазами будущих пользователей.
Что такое карта эмпатии
Представляет собой визуальную схему для составления портрета пользователя IT-продукта, понимания его ценностей, предпочтений, мотивации, «болей» и глубинных потребностей. Автором метода является Дейв Грэй, основатель компании стратегического проектирования XPLANE.
Карта эмпатии включает семь блоков:
-
Что слышит пользователь. Блок состоит из типичных фраз и смыслов, которые относятся к сфере IT-продукта. Их человек получает от своего окружения.
-
Что видит пользователь. В блоке описываются действия друзей и близких потребителя IT-продукта, а также экспертов, чье мнение для него имеет значение. Сюда же входят паттерны поведения, которые предлагают СМИ и социальные сети.
-
Что думает и чувствует пользователь. Блок содержит список эмоций, переживаний и мыслей потребителя относительно проблем, которые решает IT-продукт. А также потребности аудитории и объяснения, почему для нее все это важно.
-
Что говорит пользователь. В блоке содержатся слова и фразы, которые применяет целевая аудитория для выражения своего отношения к схожим продуктам или предложениям конкурентов.
-
Что делает пользователь. Блок содержит описание поступков потребителей продукта, их образа жизни и внешнего вида, будней, хобби, привычек, отношений с коллегами и родственниками.
-
Боли пользователя. В блоке перечисляются страхи, сомнения и опасения потребителя, которые относятся не только к IT-продукту, но и к жизни в целом.
-
Выгоды пользователя. В блоке содержится перечень желаний потребителя и прописывается, что именно он планирует получить с помощью IT-продукта.
Ключевое преимущество карты эмпатии заключается в наглядности. Метод позволяет получить подробный портрет потенциального пользователя и четкое описание его потребностей. А также выявить «слепые зоны» и информацию, без которой невозможно продолжение работы над IT-продуктом.
Пошаговый план составления карты эмпатии
Процесс разработки карты включает в себя пять этапов:
-
Подготовка. Составьте перечень источников для получения информации о потребителях. В них можно включить коллег по проекту, профили представителей потенциальной аудитории в социальных сетях и комментарии под публикациями в тематических группах или каналах.
-
Формулирование цели. Определите, для чего вам требуется разработка подробного портрета целевого пользователя. Речь может идти не только о создании свежего решения для новой аудитории, но и редизайне IT-продукта, который уже существует.
-
Составление аватара потребителя. Разберитесь, для кого именно разрабатывается продукт. Для этого на бумаге или в графическом редакторе составьте портрет клиента с указанием возраста, места жительства, пола, имени и особенностей характера. Совет основоположника метода — нарисуйте реального пользователя или возьмите фотографию настоящего человека. Так вы быстрее спроецируете его опыт на себя и поймете его желания.
Подпишитесь на нас в Telegram
Получайте свежие статьи об интернет-маркетинге и актуальные новости о наших готовых решениях
Иногда при составлении карты выявляется недостаток какой-либо информации. В таком случае лучше отложить работу и собрать данные, которых не хватает.
-
Заполнение карты. Внесите информацию во все семь блоков визуальной схемы, в идеале привлечь к работе других участников проекта. Вместе вы посмотрите на пользователя под разными углами и точнее составите его портрет.
-
Анализ и проверка. После заполнения всех разделов карты эмпатии обсудите ее содержание с другими участниками. Возможно, придется скорректировать или добавить какие-то факты, мотивы, боли, потребности пользователей.
Заключение
Карта эмпатии является отличным способом понять запросы потенциальной аудитории будущего IT-продукта. Обращайтесь к ней каждый раз при возникновении необходимости посмотреть на свою работу глазами потребителя конкретного цифрового решения.