Хороший текст-лонгрид — это не только интересное содержание, но и четкая структура. Помните об этом правиле, чтобы пользователи всегда дочитывали ваши тексты до последнего абзаца. В статье вы узнаете о том, что такое лонгрид и как с ним работать.
Long read в переводе с английского означает «долгое чтение». Лонгриды —не обязательно большие тексты. Для таких материалов важен не столько объем, сколько содержание. Задача автора лонгрида — максимально глубоко раскрыть тему. В одном случае для этого может потребоваться 40 тысяч символов, а в другом хватит 10-ти.
В целом под термином «лонгрид» понимается формат подачи материала. Его особенность заключается в том, что текст разделяется мультимедийными элементами — фото, видеороликами, инфографикой и т.д. Лонгрид с правильной структурой воспринимается читателями как целостная история. Такой материал можно оформить и как страницу веб-ресурса, и как отдельный сайт — строгих ограничений нет.
Первым «официально признанным» лонгридом стал мультимедийный проект Snow Fall. В 2012 году в The New York Times вышел материал о горнолыжниках, который всего за неделю собрал 2,9 млн просмотров. Особенностью проекта стал нестандартный дизайн. Авторы поместили историю на отдельную страницу и не только добавили к ней фото и видео, но и «оживили» материал интерактивными графическими элементами.
Такой формат быстро завоевал популярность: сегодня 90% публикаций The New York Times, которые упоминаются в соцсетях, — это лонгриды.
Не бойтесь больших объемов текста. Следуйте правилам создания лонгридов, и пользователи будут с удовольствием их читать и делиться материалами друг с другом. Помните, что в эпоху информационного шума ценность качественного контента становится особенно высокой.
Подача материала зависит от идеи и цели автора. Вы можете написать лонгрид на любую тему в удобной для себя стилистике.
Рассмотрим варианты лонгридов.
Репортажи подробно рассказывают о конкретных событиях. Как правило, такие лонгриды публикуются в крупных изданиях.
Репортаж The New York Times. Материал посвящен конфликту, который разгорелся между Китаем и Индонезией из-за спорных территорий. Лонгрид состоит из двух частей, и первая — это репортаж с заброшенного танкера.
Такие лонгриды раскрывают детали чрезвычайных происшествий, скандалов и др. Кроме того, расследование можно посвятить конкретному вопросу. Задача автора — рассказать о процессе исследования и поделиться его результатами.
Совместный проект «Комсомольской правды» и фабрики-кухни X5 Group. Материал посвящен мифам и правде о готовой еде, которая продается в супермаркетах. Проект объединяет два вида лонгридов — расследование и коммерческую статью.
Аналитические лонгриды раскрывают события с определенных точек зрения. Обычно в таких материалах представлены мнения нескольких экспертов в одной области. Аналитические лонгриды позволяют по-разному взглянуть на то или иное событие и разобраться в его причинах.
Сравнительный анализ альбомов певицы Земфиры. Отметим, что аналитика может быть развлекательной — лонгрид не обязательно должен касаться серьезной темы.
Лонгрид-реконструктор восстанавливает цепочку событий и выстраивается по ретроспективному принципу.
Проект «Первого канала» о наводнении, которое произошло в 2013 году на Дальнем Востоке. В лонгриде подробно излагается хроника событий и истории спасения пострадавших.
Лонгрид-портрет — это история одного человека, например, его путь в профессии. Такой формат подходит для презентаций предпринимателей, политиков, музыкантов и т.д.
Портрет дизайнера Екатерины Ковтунович, которая открыла свой бренд в Дубае.
Задача такого лонгрида — развлечь пользователей. Здесь важен не столько текст, сколько мультимедийные элементы — фото, видео и др.
Проект об истории России 20-го века. Отметим, что мультимедийный лонгрид может не только развлекать пользователей, но и доносить до них важную информацию. Например, этот проект в игровом формате рассказывает историю страны.
Такие лонгриды рассказывают о товарах или услугах, раскрывают их преимущества и побуждают пользователей совершать целевые действия.
Совместный проект «Сбербанка» и «Коммерсанта», который посвящен банковскому продукту в виде кредитной бизнес-карты.
После ознакомления с перечисленными примерами может возникнуть вопрос о разнице между лонгридом и лендингом. Основное отличие заключается в содержании. Лонгрид не продает товар или услугу напрямую. В первую очередь он рассказывает историю. В то же время лендинг выполняет задачу именно продать продукт или услугу.
При всех своих преимуществах формат не является универсальным. Перед тем как начать писать лонгрид или обратиться к компетентному автору, взвесьте за и против. Учитывайте, что работа над таким материалом требует немало вложений.
Причины написать лонгрид:
Причины отказаться от лонгрида:
Например, нутрициолог может выбрать лонгрид, чтобы продемонстрировать свою экспертность. В то же время компании по производству детских игровых комнат лучше отказаться от такого формата. Во-первых, будет сложно выбрать подходящую тему. Во-вторых, основной ЦА, как правило, не хватает времени на изучение объемных материалов.
Лонгриды помогают решать следующие задачи:
Помните, что лонгрид — это «долгоиграющий» инструмент. Вы можете просто опубликовать статью, и пользователи будут возвращаться к ней спустя годы. Например, проект Snow Fall все еще работает, хотя прошло уже много лет.
Независимо от того, какую тему и формат лонгрида вы выбираете, всегда следуйте формуле «1 + 1», т.е. «содержание + структура». Например, можно написать хороший экспертный текст, но при этом не проработать дизайн, и тогда все усилия окажутся напрасными. Никто не захочет читать «простыню» — большинство пользователей дойдет до конца первого абзаца и закроет вкладку.
В то же время нельзя рассчитывать только на дизайн. Красивое оформление бесполезно без интересного содержания. Яркие картинки не смогут отвлечь внимание читателей от откровенно слабого текста.
Подпишитесь на нас в Telegram
Получайте свежие статьи об интернет-маркетинге и актуальные новости о наших готовых решениях
Разберемся, как написать хороший лонгрид.
Тема должна быть актуальной для ЦА. Например, большинство женщин в декретном отпуске не обратит внимание на материал для офисных карьеристов. Другое дело — статья о выплатах за рождение ребенка и о том, как их получить. Такая тема заинтересует молодую маму, и она не пожалеет времени на чтение лонгрида.
Как найти тему:
Проверьте, насколько тема интересна пользователям, с помощью бесплатного сервиса Яндекс.Wordstat.
Выбор формата зависит от цели написания лонгрида:
Например, реконструктор можно опубликовать перед значимой датой, а мультимедийный лонгрид разместить, чтобы рассказать про ключевые события в стране в определенный период.
Вы можете комбинировать разные форматы, как это делают многие издания при создании спецпроектов на платной основе.
Сочетание аналитического и коммерческого лонгрида. В материале изучается рынок финансовых инструментов и рассказывается о банковских продуктах.
Основная мысль лонгрида — это стержень, который удерживает всю статью. Соотносите с главной идеей каждое предложение и без сомнений убирайте лишнее.
Лонгрид можно сравнить с тортом. Основная мысль — это коржи, дополнения — это пропитка и крем, а мультимедийные элементы — та самая вишенка.
Структура лонгрида состоит из следующих частей:
Не забудьте указать время, которое требуется для ознакомления с материалом. Это считается хорошим тоном. Так пользователь сможет понять, начать ли чтение сейчас или вернуться к лонгриду позже.
Цепляющий заголовок, правильный формат и четкая структура — это только половина успеха. Также рекомендуется:
Об этом лучше подумать до того, как вы начнете работать над лонгридом. Требования к статьям у разных площадок могут кардинально отличаться. Лонгрид для «внутреннего употребления», т.е. для собственного блога, — это одно, а материал для крупного издания — совсем другое. Популярные СМИ могут ограничивать объем, количество мультимедиа-элементов и т.д.
Где можно опубликовать лонгрид:
Если вы опубликовали материал на тематическом ресурсе или в СМИ, то остается только поделиться ссылкой на лонгрид в соцсетях и блоге компании.
Лонгриду, который опубликован на сайте компании или отдельной странице, требуется продвижение. Что нужно делать:
Пользователи полностью прочитывают качественные материалы и делятся ими, поэтому оценить эффективность лонгрида можно с помощью данных аналитики.
Если вы публикуете лонгрид на стороннем ресурсе, то заранее уточните, когда и какие именно данные вам предоставит эта площадка.
При размещении материала на своем сайте или отдельной странице установите и настройте счетчики.
При публикации лонгрида в собственных соцсетях вы автоматически получите доступ к статистике. Если вы размещаете материал в сторонних сообществах, то попросите отправить вам аналитику.
Спрогнозировать, насколько лонгрид будет выгодным с финансовой точки зрения, достаточно сложно. Вы можете подойти к решению этой задачи творчески, например, настроить цели в «Яндекс.Метрике». Еще один вариант — разместить в конце лонгрида промокод для тех, кто дочитал статью и хочет сделать заказ.
Сначала напомним о том, чего делать нельзя:
Перейдем к примерам хороших русскоязычных лонгридов.
На первый взгляд, сказать что-то новое о Чернобыльской катастрофе невозможно. «Земля отчуждения» раскрывает тему с неожиданной стороны. С помощью сторителлинга «Коммерсант» показал, как живут люди в Чернобыле через 28 лет после аварии.
Этот материал посвящен не известным персонам, а тем, кто участвовал в производстве звезды, которые украшают башни Московского Кремля. Из лонгрида можно узнать, как сложились судьбы этих людей. Откройте проект хотя бы ради того, чтобы оценить прекрасное оформление.
Это масштабный спецпроект о распаде Советского Союза. В лонгриде представлена подробная хроника событий, которые произошли в 1991 году.
Этот материал создан на основе речи морского биолога Александра Семенова. Чтобы лучше изучить мировой океан, подводный фотограф отправился в одиночную кругосветную экспедицию.
Этот лонгрид рассказывает о том, как правила плохого вкуса меняют мир. Именно на них ориентировался известный фешн-фотограф Хельмут Ньютон.
Это интерактивный проект о картографии. Лонгрид рассказывает о картографе Герарде Меркаторе, его ошибках и заложенных им принципах, которые актуальны и сегодня.
Этот крупный проект показывает поколение людей, которые выросли за время президентства Владимира Путина.
Этот материал посвящается строительству Байкало-Амурской магистрали. Любопытно, что лонгрид стилизован под мотивационные статьи времен СССР.
Это проект о жизни викингов. Материал представляет собой адаптацию фрагментов книги, которую написала Аделаида Сванидзе, доктор наук и профессор МГУ.
Этот лонгрид рассказывает о важных событиях в истории России. Особенность материала — нестандартный дизайн.
Напомним еще раз: удачный лонгрид — сочетание интересного содержания и безупречной формы. Следуйте формуле «1 + 1», и читатели будут возвращаться к вашим статьям снова и снова.