URL — сочетание символов, которое мы видим в адресной строке браузера. Эта ссылка должна быть понятной и поисковым системам, и пользователям. Как правило, новые веб-страницы получают автоматически сгенерированные адреса, например, site.ru/category-444/4543345.html. Такие URL сложно запоминаются и не позволяют понять, какую информацию содержат страницы.
Из-за неудобочитаемых ссылок пользователи не могут определить, стоит ли заходить на ту или иную страницу. Кроме того, непонятные URL подозрительно выглядит. Наконец, страницы с такими адресами хуже индексируются.
Человекопонятные УРЛы облегчают работу поисковых систем и не вызывают подозрений у пользователей. ЧПУ выглядит следующим образом: mysite.ru/music/lana-del-rei-anonsirovala-vyhod-alboma.html. Пользователю достаточно прочитать ссылку, чтобы узнать об ожидаемом релизе альбома Ланы Дель Рей. Поисковики расценивают ЧПУ как заботу об удобстве посетителей ресурса, благодаря чему сайт продвигается в выдаче.
Рассмотрим типы ЧПУ, их преимущества, а также особенности настройки человекопонятных ссылок для продвижения сайта.
Преимущества ЧПУ
Плюсы работы с ЧПУ:
Как использовать ЧПУ
Чтобы повысить позиции сайта в выдаче с помощью ЧПУ, нужно следовать рекомендациям веб-мастеров.
Добавляйте в адреса страниц ключевые слова
Нужно составить список ключей и «зашить» их в УРЛы страниц. Рассмотрим, как это сделать, на примере интернет-магазина бытовой техники. Посетителям, которые ищут мультиварку, выдается страница с адресом myshop.ru/catalog/multivarki. При поиске прибора с двумя режимами пользователь будет попадать на лендинг с URL myshop.ru/ minivarka-2-rezhima и т.д. Главное — следовать правилу: чем проще и понятнее URL, тем лучше для сайта.
Избегайте слишком длинных УРЛов
Рассмотрим недостаток слишком длинных URL на примере статьи с рецептами пасты без мяса. Можно сделать так, чтобы пользователь попадал на страницу с адресом mysite.ru/recepty/vegan/kak-prigotovit-pastu-bez-myasa.html. Такой УРЛ будет сложно восприниматься и визуально, и на слух. Его можно сократить до mysite.ru/recepty/vegan/pasta.html и при этом сохранить смысл.
Откажитесь от пробелов в ЧПУ
Поисковики нормально воспринимают дефис и нижнее подчеркивание. При настройке ЧПУ допустимы оба варианта. Разница заключается в том, что дефис может нести смысловую нагрузку, например, в ЧПУ maski-doloy-vse-ogranicheniya-otmenili — «Маски долой! Все ограничения отменили». Нижнее подчеркивание — это просто технический инструмент. Он не несет смысловой нагрузки, а используется для проставления пробелов в URL.
Прописывайте ЧПУ документов, изображений, аудиофайлов и видеороликов
На первый взгляд, УРЛы файлов не так важны, как адреса страниц. Это не так: поисковые системы анализируют все доступные названия, в том числе картинок, видео и т.д. Чем более понятный для пользователя URL имеет файл, тем лучше он индексируется. Например, картинка с УРЛом DMHC897 будет меньше «нравиться» алгоритмам, чем изображение с ЧПУ enotik_mimimi.
Поисковики соотносят содержимое файлов не только с тематикой страницы, обрамляющим текстом, альтами и мета-данными, но и с УРЛами. Веб-мастера рекомендуют всегда прописывать ЧПУ при загрузке изображений, аудио, видео и т.д. Здесь действует простое правило: чем больше поисковые системы знают о содержании файлов на ресурсе, тем быстрее индексируется контент и выше ранжируется сайт.
Структура и шаблоны ЧПУ
На структуру человекопонятных УРЛов влияют следующие факторы:
- особенности движка;
-
структура сайта;
-
тематика сайта и др.
Обычно при настройке ЧПУ используются стандартные шаблоны. Рассмотрим их на примере магазина бытовой техники.
Первый вариант — короткий URL mysite.ru/multivarka-vitek.
Другой вариант — УРЛ с расширением mysite.ru/multivarka-vitek.html. Однако, такой подход вызывает много вопросов в SEO-сообществе. Многие специалисты расценивают его как устаревший.
Кроме того, для онлайн-магазина или раздела в блоге можно использовать дополнительный шаг с папкой каталога: mysite.ru/multivarki/multivarka-vitek и myblog.ru/kuhnya/multivarka-vitek. Делать структуру сайта более глубокой не стоит.
Оптимальный вариант структуры выглядит так: сайт — категория — конкретная страница.
Важно: промежуток между пунктом «категория» и адресом сайта в ЧПУ не должен быть слишком длинным. В противном случае ссылка будет хуже ранжироваться.
Типы ЧПУ
Существует три типа ЧПУ. Рассмотрим их более подробно.
Транслитерация
Например: intecweb.ru/company/news/14_trendov_internet_prodazh_v_2022_godu/
Это оптимальный вариант для создания человекопонятных ссылок. Во-первых, использование латинских букв минимизирует вероятность ошибок при индексации страниц поисковиками. Во-вторых, написанные транслитом русские слова остаются понятными. В регионах, где английский язык не является приоритетным, транслитерация позволяет получать приоритет в выдаче. Один нюанс: написанные транслитом фразы выглядят не совсем полноценными с точки зрения стилистики. В этом случае можно выбрать альтернативный вариант — латиницу.
Латиница
Латиницу понимает и любая поисковая система, и основная часть жителей планеты. Английские слова shop, company, catalog и т.д. известны практически каждому. При всей универсальности латиницы она обладает значительным недостатком: она не подходит для составления длинных УРЛов. Например, фразу 101-movies-you-must-see-before-you-grow-up не поймут те, кто не учил английский.
Кириллица
Это вариант для рунетовских сайтов на домене «рф». Отметим, что кириллицу используют и крупные веб-ресурсы, в том числе «Википедия», однако в таких случаях возникают сложности с кодированием УРЛов. В этом можно убедиться на простом примере. Достаточно скопировать ссылку на главную страницу «Википедии» и вставить ее в адресную строку соседней вкладки в браузере:
Выбор типа ЧПУ
Чтобы настроить человекопонятные УРЛы, нужно зайти в административную панель сайта и выбрать один из трех типов отображения. После этого система будет автоматически генерировать ЧПУ на базе заголовков статей. Однако, такой способ подходит не для всех CMS.
Что касается выбора типа ЧПУ, то каждый из них обладает своими достоинствами и недостатками. Например, Google «недолюбливает» кириллицу, из-за чего возникают проблемы с кодированием. «Яндекс» положительно относится к латинице, но на территории РФ больше котируется транслит. Чтобы «угодить» обеим системам, лучше транслитерировать русские слова. Это не вызовет проблем ни с кодированием, ни с пониманием английского.
Чтобы прописывать ЧПУ транслитом, можно пользоваться специальными плагинами или онлайн-сервисами.
Как настроить ЧПУ в каталоге в «1С-Битрикс»
Эту задачу можно разделить на несколько этапов.
Сначала нужно зайти в админ-панель, выбрать раздел «Инфоблоки», открыть «Контент» и «Каталог», после чего выполнить настройки на вкладке «Поля».
Далее необходимо установить символьный код разделов и элементов обязательным. После этого нужно запустить проверку на уникальность и транслитерировать УРЛы из названия. Затем следует открыть вкладку «Поля разделов». Здесь нужно задать обязательный символьный код. Его не надо проверять на уникальность — достаточно выбрать «Транслитерировать URL».
Данные из инфоблока «Каталог» используются дополнительными компонентами. К ним относится верхнее меню и bitrix:catalog.section. Ниже мы рассмотрим, как настроить УРЛы в этом инфоблоке.
Для каждого раздела каталога и элемента (товара) нужно задать символьный код. В результате все позиции получат уникальный URL. Для проверки следует открыть таблицу с разделами и ввести код. Таким образом можно увидеть все УРЛы разделов. Также при проверке следует зайти в каждый раздел и убедиться, что все элементы получили свой URL.
Следующий этап — настройка компонента «Каталог». После этого «Битрикс» автоматически сформирует ЧПУ. Нужно зайти на страницу каталога, включить быструю правку и открыть настройки «Каталога».
Затем необходимо выбрать «Управление адресами страниц». Здесь нужно включить поддержку ЧПУ и поставить ID вместо CODE, после чего сохранить изменения.
Последний этап — настройка ссылок bitrix:catalog.section для каждого элемента.
Нужно зайти в настройки и выбрать «Шаблоны ссылок». Здесь надо изменить строчку «URL, ведущий на страницу с содержимым элемента раздела». В ней нужно сформировать ссылку для элементов. После сохранения изменений следует провести проверку. Можно обнаружить, что верхнее меню отображается не так, как должно. Чтобы это исправить, нужно выполнить настройки в первой вкладке инфоблока «Каталог». Если сразу настроить человекопонятные ссылки в инфоблоке, то компоненты будут меняться по умолчанию.
Если «Битрикс» не формирует ЧПУ, то нужно проверить все шаги, чтобы найти ошибку.
Возможные ошибки при написании ЧПУ
При составлении ЧПУ обычно встречаются следующие ошибки:
- Превышение рекомендуемой длины URL, т.е. более 90 символов. Поисковики обрезают такие ссылки, и в результате пользователи видят оборванные на полуслове фразы.
-
Избыток пробелов и ненужных символов.
-
Использование сложных оборотов.
-
Отсутствие ключей.
-
Сочетание в одном URL английских и транслитерированных слов.
Вывод
Настройка ЧПУ — стандартное требование в SEO-индустрии. Человекопонятные УРЛы не только делают сайт удобнее, но и способствуют продвижению в выдаче. Следуйте перечисленным в статье правилам, чтобы ЧПУ помогали развивать веб-ресурс.