Попытки ввести адрес веб-ресурса в строке браузера, нажать Enter и зайти на нужную страницу не всегда оказываются успешными. Иногда перед пользователями вместо контента появляется уведомление об ошибке. Сообщение не всегда связано со сбоями в работе сайта. В статье расскажем, с какими кодами ошибок сталкиваются пользователи. Также разберем причины неполадок и методы их устранения.
При посещении того или иного сайта браузер отправляет запрос на сервер, где хранится этот веб-ресурс. Оттуда после обработки сообщения возвращается ответ в формате кода состояния HTTP, или HTTP status code. Трехзначное число показывает, удалось ли выполнить запрос. В зависимости от кода состояния перед пользователем появляется содержимое страницы либо уведомление об ошибке.
У каждой из трех цифр в комбинации есть определенное значение:
В качестве примера разберем код 301:
Таким образом, код состояния 301 сообщает: веб-ресурс «переехал» на новый адрес. Зайти на сайт по старому URL нельзя.
У каждого из классов, на которые делятся коды состояния HTTP, есть свои особенности. Рассмотрим их более подробно:
Количество числовых комбинаций в каждом из классов различается. Стандартная спецификация HTTP-протокола включает 60–70 кодов. Точное число варьируется, т. к. отдельные варианты подходят для конкретных серверов или приложений.
На ошибки указывают коды двух классов — 4xx и 5xx. Именно их видят простые пользователи. Коды состояний из других классов доступны не всем. Их могут видеть администраторы сайтов либо разработчики, которые принимают меры, чтобы проблема исчезла.
Относятся к классу 4xx. Такие ошибки возникают, если сервер не может обработать запрос из-за проблем с пользовательской стороны. Рассмотрим их более подробно.
В этом случае проблема заключается в самом запросе, который не позволяет серверу себя обработать. Ошибка 400 является одной из наиболее распространенных. Она часто возникает, когда пользователи вводят некорректный адрес сайта, например, добавляют лишние символы.
Как исправить:
Сервер отклоняет запрос, т. к. не получает данные, которые требуются для аутентификации. Ошибка возникает, если пользователь не отправляет нужные сведения. Также код состояния 401 появляется при попытке пройти аутентификацию с помощью некорректных данных.
Как исправить:
Здесь сервер понимает запрос, но не выполняет его. Пользователь получает отказ, т. к. не имеет прав доступа. Ошибка 403 возникает при попытке войти в панель администратора или раздел, который открыт для определенных посетителей сайта. Еще одна причина такого ответа сервера — блокировка пользователя на конкретной площадке. Кроме того, ошибка 403 иногда возникает из-за брандмауэра и системы защиты ресурса.
Как исправить:
В этом случае сервер не может обнаружить страницу/раздел/сайт. Ошибка 404 говорит о том, что конкретный URL больше не существует либо он удален.
Как исправить:
Такая ошибка возникает, если пользователь выбирает некорректный способ, чтобы выполнить определенное действие. Есть вероятность, что этот метод запрещен — для отдельного URL или конкретной операции. Пример — отправка формы через ссылку, а не с помощью специальной кнопки. В этом случае сервер отвечает отказом, т. к. не поддерживает такой способ.
Как исправить:
Пользователи часто сталкиваются с такой ошибкой при слишком низкой скорости интернет-соединения. Сервер должен получить запрос в течение определенного времени. Если этого не происходит, возникает ошибка.
Как исправить:
В этом случае запрос приводит к конфликту с текущим состоянием сайта на сервере. Такая ситуация может возникнуть, если несколько пользователей пытаются одновременно скорректировать одни и те же данные. Например, два контент-менеджера заходят в CMS, чтобы изменить конкретную статью.
Как исправить:
Здесь код состояния указывает на то, что файла, страницы или раздела больше нет на сервере, поэтому контент недоступен. Отметим, что ошибка 410 говорит о безвозвратном удалении. В этом заключается отличие от кода 404.
Как исправить:
Сервер может обработать данные, объем которых не превышает определенное значение. В противном случае пользователь получает отказ.
Как исправить:
Ошибка возникает, если пользователь слишком часто обращается к серверу за короткий временной промежуток. В таком случае срабатывает защита от перегрузки. Например, сервер может осуществлять блокировку, если посетитель сайта постоянно обновляет страницу.
Как исправить:
Здесь сервер отказывает в доступе по юридическим причинам. Страница, раздел или целый ресурс могут быть удалены по требованию органов власти. Исправить ошибку 451 не получится — придется искать нужную информацию на других площадках.
В этом случае к отказу приводит спешка со стороны пользователя, который закрывает соединение либо отменяет запрос до момента, когда его успевает обработать сервер.
Как исправить:
Коды состояния класса 4xx бывают связаны как с действиями пользователей, так и с проблемами на стороне веб-ресурса. Если ошибки повторяются, нужно:
При отсутствии положительного результата необходимо связаться с администрацией сайта либо обратиться к интернет-провайдеру.
Рассмотрим особенности кодов, которые относятся к классу 5xx.
Сервер не может выполнить запрос из-за сбоев в работе. Код состояния просто сообщает об ошибке без уточнения причин.
Что делать пользователю:
В этом случае сервер не поддерживает либо не умеет обрабатывать запросы определенного типа. Приведем конкретный пример. Сервер работает с запросами GET и POST. Они применяются, чтобы создавать и получать данные. При этом со стороны пользователя исходят PATCH-запросы. Сервер их не распознает и поэтому не поддерживает.
Что делать пользователю:
Здесь сервер не получает ответа от другого хранилища. Например, сайт не открывается, потому что нет доступа к базе данных с необходимой информацией. Можно предположить, что сервер, где размещается БД, не работает. Еще одна гипотетическая причина — удаление базы данных.
Что делать пользователю:
Эта ошибка возникает, если сервер в настоящий момент недоступен и поэтому не может обрабатывать запросы. Как правило, к такой ситуации приводит перегрузка сайта либо техническое обслуживание.
Что делать пользователю:
В таком случае нет контакта между двумя серверами, один из которых действует как шлюз или прокси. В результате время ожидания истекает, а запрос остается без ответа.
Что делать пользователю:
Здесь сервер не поддерживает версию протокола, с помощью которой пользователь отправляет запрос. Такая ситуация может возникнуть, если браузер или приложение устарели.
Что делать пользователю:
Причина этой ошибки заключается в нехватке свободного места. Из-за этого сервер не может сохранять и корректно обрабатывать данные.
Что делать пользователю:
В таком случае сервер обнаруживает бесконечный цикл перенаправлений при обработке запроса. Например, пользователь вводит URL — sitename.ru. Веб-ресурс автоматически выполняет перенаправление на www. sitename.ru. Однако адрес с префиксом www настроен таким образом, что пользователя перебрасывает обратно — на sitename.ru. В результате происходит закольцовка.
Что делать пользователю:
Подпишитесь на нас в Telegram
Получайте свежие статьи об интернет-маркетинге и актуальные новости о наших готовых решениях
Эта ошибка связана с ограничением пропускной способности канала, которая устанавливается для сайта/сервера. При превышении лимита возникают проблемы. Если за короткое время на сайт заходит слишком много посетителей, объем данных, которые передаются на сервер и обратно, резко возрастает. В результате новые запросы не могут обрабатываться.
В такой ситуации пользователю лучше подождать, когда пропускная способность восстановится. После этого можно снова попытаться зайти на сайт.
Исправить ошибки, которые говорят о проблемах с сервером, у обычного пользователя не получится. Чаще всего нужно просто дождаться, пока системные администраторы устранят сбой.