Владельцам интернет-магазинов приходится не только работать над продвижением своих сайтов, но и контролировать все процессы в офлайне. Одна из ключевых задач предпринимателя — организовать хранение на складе.
Представьте, что вы владеете онлайн-магазином электроники. Ваш клиент выбрал мобильный телефон, а к нему — зарядное устройство и чехол. Работник склада начал собирать заказ. Он нашел телефон в одном конце склада, а вот за чехлом и зарядным устройством пришлось отправиться в другой. В итоге работник потратил много времени и собрал всего один заказ, а мог бы два или три. Чтобы избегать таких ситуаций, необходимо правильно организовать пространство склада. Разберемся, как это сделать.
Выберите подходящее помещение
Если вы продаете популярные товары, которые долго не залеживаются, большой склад не нужен. Не стоит арендовать или покупать слишком просторное помещение: вы зря потратите деньги.
Самостоятельно займитесь сборкой
Это поможет вам понять, насколько удобно вашим сотрудникам собирать заказы. Перед обустройством склада лучше нарисовать его примерный план и обозначить, где будут стоять стеллажи. Потом нужно перенести отметки на пол. Наклейте скотч там, где собираетесь поставить стеллажи, и проверьте, сможете ли пройти между ними с коробкой в руках так, чтобы не удариться и ничего не уронить.
Попросите нескольких работников собрать одинаковый заказ и засеките время. Теперь попробуйте сделать то же самое. Если вам пришлось долго искать конкретную продукцию, исправьте ошибку в логистике.
Важно: часто главным врагом порядка на складе становится сила привычки. Не бойтесь экспериментировать с перестановками: иногда они дают отличные результаты и ускоряют рабочий процесс.
Храните все тяжелое на нижних полках
Самая востребованная продукция должна стоять на уровне вытянутой руки. Непопулярным и нехрупким товарам место на верхних полках. Но важно, чтобы работник мог в любой момент их достать.
Кажется, что вопрос с высоко расположенными полками может решить стремянка. Это не так. Во-первых, никто не застрахован от падения с лестницы. Во-вторых, разобранная стремянка загромождает проход. Кроме того, в сложенном варианте лестницу тоже нужно где-то хранить. Наконец, стремянку необходимо приносить, уносить, раскладывать, складывать, а это отнимает время.
Не тратьтесь на контейнеры
Если есть возможность, храните продукцию в коробках от поставщиков. Недорогие ящики для рассады тоже подойдут. Если предметы в упаковке падают и бьются друг о друга, можно уплотнить «раскладку» с помощью картонных разделителей.
Не экономьте на освещении
Стеллажи и шкафы отбрасывают тень, которая мешает работать. Чтобы сотрудники четко видели артикулы и не путали товары, нужно продумать систему освещения.
Например, можно провести на потолке несколько линий освещения. Этого будет достаточно для решения рабочих задач. Если линий мало, нужно установить дополнительные розетки либо купить лампы на батарейках.
Раскладывайте товары так, чтобы их можно было быстро собрать в один заказ
Покупатели часто добавляют в корзину похожие позиции, например, краски и кисти или ткани и нитки. «Родственные» товары можно разместить в смежных зонах, чтобы работникам не приходилось бегать между стеллажами.
Используйте понятную маркировку
Даже опытный сотрудник не может запомнить все наименования из ассортимента. Новичку придется еще тяжелее. Позаботьтесь о своих сотрудниках, чтобы им не нужно было разбираться в непонятных шифровках. У каждого товара должен быть артикул, все ящики и коробки необходимо подписывать, а расположение редких категорий следует отдельно указывать в базе.
Даже если вы максимально автоматизировали все процессы, человеческий фактор никто не отменял. Например, у вас есть два похожих товара под присвоенными системой номерами — 223 и 232. Их легко перепутать. В таком случае нужно добавить в базу отдельное примечание о том, чтобы сотрудники были внимательнее.
К слову о категориях товаров. Для быстрой и правильно сборки важно даже то, как составлен список позиций в заказе. На первый взгляд, логичнее всего прописывать товары в том порядке, в котором покупатель добавлял их в корзину. На практике же сборщик снова тратит время на лишние движения. Лучше разделить товары на категории, а категории разбить по артикулам.
Защищайте продукцию от пыли
Вряд ли покупатель обрадуется, если получит покрытый тонким слоем пыли товар. По возможности упаковывайте всю продукцию в пакеты. Их выгодно покупать оптом. Не спешите выбрасывать порвавшиеся пакеты: дайте им вторую жизнь, например, заклейте дырки и используйте в качестве дополнительного слоя упаковки. Кроме того, вы можете сэкономить на пузырчатой пленке. Порвавшиеся пакеты легко заменят «пупырку» и заполнят пустоты в коробках.
Если вы занимаетесь производством и упаковкой продукции в одном помещении, выполняйте эти задачи в разное время. Так вы защитите продукцию от пыли. Перед тем как приступить к упаковке, останавливайте производственные процессы.
Полностью укомплектуйте сборочные столы
Начните с выбора самих столов. Удобно использовать распашные конструкции, которые в сложенном виде практически не занимают места. Теперь перейдем к комплектации столов. Важно, чтобы все необходимое было под рукой. На столе должен лежать резиновый коврик для разрезания картона, диспенсер для скотча вместе с запасным рулоном, нож для коробок. Рядом поставьте упаковочные пакеты и коробки для фасовки, опционально — ящик с рекламными буклетами, если вы их используете.
Еще один важный момент — хранение готовых заказов. Его нужно особенно тщательно продумать, если вы пользуетесь услугами разных транспортных компаний. В таком случае заказы стоит складировать в разных зонах, чтобы не возникло путаницы.
Используйте стеллажи на зацепах
Практически в каждом втором пункте выдачи заказов можно увидеть стеллажи с полками на винтах. Это недорогие конструкции с несколькими серьезными недостатками. Они быстро ржавеют, легко деформируются даже при слабых ударах. Кроме того, сборка и разборка таких стеллажей отнимает много времени из-за винтов.
Хорошей альтернативой станут стеллажи на зацепах. Это конструкции со скошенными «язычками», на которые можно посадить полки без помощи отвертки. Такие стеллажи быстро собираются и разбираются, что очень удобно при переезде.
Кстати, невысокие полки можно использовать в качестве столешниц для сборки. Еще одна идея — дополнить стеллаж задней стенкой, на которой можно разместить панель для ящика с инструментами.
Не используйте слишком глубокие полки
Не имеет смысла хранить ящики шириной 30 см на полках глубиной 40 см. Каждый квадратный метр склада нужно использовать рационально. Лишняя глубина не только сокращает свободное пространство, но и создает тень. Если ящик стоит у стены, его нужно вытащить, чтобы разглядеть товар. Это ненужная потеря времени.
Чтобы отрегулировать высоту между полками стеллажей, ориентируйтесь на средний рост работников склада.
Откажитесь от закрытых шкафов
Лучше использовать открытые стеллажи. Как показывает практика, закрытые полки плохо приживаются на складах, т. к. сотрудникам неудобно постоянно пользоваться дверцами.
Рационально используйте заводскую упаковку
Коробки от поставщиков можно использовать вторично, например, упаковывать в них товары для отправки покупателям. Картон также подходит для набивки. Для хранения продукции заводская упаковка неудобна: коробки часто не помещаются на полках.
Откажитесь от табуретов и стремянок
Исключение можно сделать только для товаров, которые нужны не чаще раза в сезон. Использование стремянки или табуретки — это постоянный риск травмироваться. Важно, чтобы сотрудники могли дотягиваться до верхних полок без подставки под ноги. Если у вас работают люди среднего роста, установите стеллажи не выше 180 см.
Постарайтесь обходиться без клея
При обмотке товаров стоит заменить скотч нелипкой ПВХ-лентой, которая не оставляет следов. Удобнее всего использовать полиэтиленовый рукав — этот материал продается в рулонах. Достаточно поместить товар внутрь и закрыть с помощью запайщика пакетов.
Тщательно сортируйте продукцию
Это совет для тех, кто занимается не только поставками, но и производством. Следите за тем, чтобы заготовки не перемешивались с уже прошедшими контроль качества изделиями. Такая сортировка поможет быстро оценивать объем продукции, которая была произведена в течение смены.
Назначьте ответственного за обустройство склада
Разделите помещение на зоны таким образом, чтобы работники как можно быстрее упаковывали и отгружали товар. Также продумайте систему освещения и отопления — пусть ваши сотрудники не испытывают дискомфорта.
Организуйте систему штрихкодирования
Чем больше автоматизированы процессы, тем меньше вероятность ошибок. Важно минимизировать ручной труд по обработке данных о товарах. Грамотно организованное штрихкодирование значительно облегчает жизнь персонала. В рамках автоматизации нужно установить на складе:
При выборе ТСД важно обратить внимание на длину луча, который считывает информацию на этикетках. Чтобы купить подходящий принтер, нужно учесть скорость печати и объемы тиражей. Возможно, стоит приобрести портативную модель. При выборе сканера имеет значение диапазон распознаваемых штрихкодов, емкость аккумулятора, привязка устройства к рабочему месту.
Эффективность системы штрихкодирования во многом зависит от работы Wi-Fi. Убедитесь, что уровень сигнала остается высоким на всех участках склада.
Также распечатайте этикетки с уникальными адресами и проклейте все места хранения: полки стеллажей, напольные поддоны, ящики с продукцией.
Выберите систему управления складом
Толстые тетради с приходом и расходом товаров — это прошлый век. Складской учет давно перешел в цифровой формат. Зарубежные и отечественные разработчики программного обеспечения предлагают разные WMS. Это Warehouse Management Systems, или системы управления складами. Среди них легко найти нужный вариант. Ключевые критерии при выборе системы:
-
стоимость решения;
-
набор настроек;
-
архитектура программного обеспечения;
-
функции учета и управления;
-
возможность интеграции решения в учетную систему компании;
-
наличие открытого кода для доработки программы.
Среди систем управления особое место занимает «1С». Это отечественный продукт, в качестве которого убедились тысячи российских и зарубежных компаний. Внедрение «1С» — это страховка от неприятных сюрпризов. Вы можете не беспокоиться, что разработчик внезапно уйдет с рынка, а вам придется искать альтернативный вариант.
Подпишитесь на нас в Telegram
Получайте свежие статьи об интернет-маркетинге и актуальные новости о наших готовых решениях
Как внедрить WMS
После того как вы выбрали конкретное решение, нужно найти исполнителя. Если в вашей команде есть IT-специалисты, можно самостоятельно установить и настроить программу. Обычно компании внедряют WMS совместно с подрядчиком либо полностью передают задачу исполнителю. В рамках внедрения системы нужно:
-
установить WMS;
-
заполнить справочники номенклатуры — указать штрихкоды, размеры и объем товаров, вместимость паллет и т. д.;
-
настроить функции WMS;
-
подключить дополнительные устройства;
-
обучить сотрудников склада работе с WMS;
-
протестировать функциональность программы.
Кроме того, после внедрения WMS потребуется последующее сопровождение и техподдержка.
Мы рекомендуем не заниматься самостоятельной установкой, а доверить эту задачу надежным подрядчикам. Так, вы сэкономите время и быстро повысите эффективность рабочих процессов.
Вывод
Организация хранения на складе — не самая простая, но очень интересная задача. Главное — найти эффективное решение. Тогда работники склада не станут тратить время на поиск нужных артикулов, а начнут быстро собирать и отправлять заказы. В результате вы получите довольных клиентов, которые обязательно захотят к вам вернуться.