Производители часто направляют все усилия на продвижение товаров среди покупателей. При этом они забывают о тех, кто занимается продажей продукта: дистрибьюторах, оптовиках и т. д. Разберемся, что такое трейд-маркетинг, почему он важен, какие инструменты используются в этом направлении. Кроме того, поговорим о том, как разработать эффективную стратегию продвижения среди продавцов.
Что такое трейд-маркетинг
Под этим термином подразумевается маркетинг, цель которого — сделать так, чтобы товар оказался в магазинах. Для этого необходимо доказать продавцам, что продукт представляет ценность для покупателя и его реализация позволит посредникам получить прибыль.
Важно понимать, что конечная сделка не является целью трейд-маркетинга. Здесь нужно вызвать интерес к продукту у оптовиков, дистрибьюторов и розничных продавцов.
Трейд-маркетинг необходим производителям, которые выпускают планируют продавать продукцию в том числе в офлайн-магазинах. В них не так просто попасть, как может показаться. В офлайн-магазинах действуют ограничения на количество представленных на витрине товаров. В онлайн-торговле такой проблемы нет.
Иногда компании объединяют два направления, т. е. торговый маркетинг с традиционным, который ориентирован на конечного потребителя. Это не совсем рациональное решение. Цели и инструменты продвижения в двух направлениях различаются, поэтому их не стоит смешивать. Торговым маркетингом должна заниматься отдельная команда. В нее могут входить:
-
Руководитель отдела трейд-маркетинга. Он отвечает за разработку стратегии и управление командой. Важно, чтобы у руководителя было достаточно опыта для эффективного взаимодействия с партнерами из B2B-сферы.
-
Маркетологи. Эти специалисты занимаются запуском рекламы, организацией промокампаний, медиаподдержкой бренда.
-
Аналитик. Его задача — обрабатывать данные, которые связаны со сферой трейд-маркетинга. Полученные результаты помогают сделать стратегию продвижения более эффективной.
Специалисты, которые занимаются трейд-маркетингом, должны четко видеть тенденции, объективно оценивать ситуацию на рынке, точно знать, какие данные им нужны. Такие навыки помогают разрабатывать и организовывать кампании, чтобы повысить интерес к продукции.
Для чего нужен трейд-маркетинг
От него напрямую зависит прибыль производителя. Если продукция не попадет к продавцам, ее не купят потребители. Торговый маркетинг помогает установить надежные партнерские отношения с посредниками. Без этого нельзя успешно конкурировать с другими производителями.
Трейд-маркетинг часто оказывается лучшим способом выделиться среди других брендов, особенно для компаний, которые выпускают товары повседневного спроса. В этой нише очень высокий уровень конкуренции, а инструменты продвижения помогают рассказать о преимуществах продукции потенциальным продавцам.
Инструменты в трейд-маркетинге
Разберемся, что позволяет укрепить партнерские отношения между производителями и продавцами.
Торговые выставки
Это проверенный вариант для проведения маркетинговых мероприятий. Изготовитель продукции может привлечь к ней внимание, подробно рассказать о преимуществах своего товара и заинтересовать продавцов.
Чтобы предстать перед потенциальными партнерами в лучшем свете, нужно тщательно подготовиться: сделать вывеску, продумать декорации и т. д. Важно, чтобы на выставке работали энергичные коммуникабельные люди, которые отлично разбираются в продукте и обладают даром убеждения.
Рекламные акции
В трейд-маркетинге это купоны и оптовые предложения. Рекламные акции — простой, но эффективный способ привлечения внимания, особенно в тех случаях, когда продукт не отличается от аналогов. Между двумя вариантами продавец с большей вероятностью выберет то, что дешевле.
Запуск рекламной кампании
Одна из главных целей в любом маркетинге — повысить узнаваемость бренда. Для этого производители используют рекламу. Чтобы не потратить деньги впустую, перед запуском кампании необходимо тщательно подготовиться: изучить целевую аудиторию, составить продающие сообщения и т. д.
Качественная реклама повышает узнаваемость бренда как среди посредников, так и среди конечных потребителей. Чем популярнее продукция и ее изготовитель, тем больше она нравится покупателям. В свою очередь, посредники охотно приобретают товар, который востребован целевой аудиторией.
Важно помнить, что желания целевой аудитории со временем изменяются. Задача команды, которая отвечает за трейд-маркетинг, — следить за трендами и адаптировать под них рекламу. Это помогает сохранять лояльность к бренду и продукту.
Как разработать эффективную маркетинговую стратегию
Разберем основные этапы.
Исследование рынка
Перед тем как запустить маркетинговую кампанию, нужно:
Получить важную информацию можно на торговых выставках. Там устанавливаются деловые связи с потенциальными партнерами. Кроме того, выставки помогают изучить конкурентов и выяснить, с кем из них сложнее всего соперничать.
Узнать целевую аудиторию позволяет чтение материалов о нише, потребительские отзывы. Такая информация помогает разрабатывать стратегии, заранее определять возможные риски и продумывать действия по их нейтрализации.
Разработка плана
На этом этапе необходимо определить:
-
на что будут направлены усилия по продвижению;
-
сколько ресурсов можно вложить в маркетинг;
-
каких целей нужно достичь через месяц, полгода и год.
При составлении плана будут полезны результаты исследования рынка. Если на предыдущем этапе маркетологи выяснили, что продукция не соответствует потребностям аудитории, можно внести коррективы, например, улучшить дизайн упаковки, добавить дополнительные функции и т. д. Важно, чтобы товар был «заточен» под покупателя. Тогда маркетологам будет проще объяснить продавцам, почему эта продукция должна оказаться в магазинах.
Инвестиции в брендинг
Популяризацию бренда нужно проводить параллельно с разработкой плана. На решение о покупке часто влияют эмоции, а не объективные характеристики продукта. Брендинг важен даже при отсутствии прямой связи между производителем и конечным потребителем.
В качестве примера можно вспомнить компанию, которая выпускает «яблочную» технику. Эта продукция представляет собой нечто большее, чем обычная электроника. Телефон или ноутбук с логотипом в виде яблока — символ успеха, престижа, яркой индивидуальности. Эмоции, а не технические характеристики вызывают у людей желание заказать новую модель смартфона. Приобретение такой продукции позволяет приобщиться к определенному комьюнити, купить то, чего не могут дать другие продавцы.
Подпишитесь на нас в Telegram
Получайте свежие статьи об интернет-маркетинге и актуальные новости о наших готовых решениях
Маркетологи должны тщательно продумать, когда, где и каким образом будет реализована маркетинговая стратегия. Если речь идет о рекламной кампании в сети, интернет-пользователи должны попадать на современный, удобный и быстрый сайт. При продвижении продукции в офлайне важно уделять внимание тому, насколько профессионально сотрудники компании ее представляют.
Еще раз о главном
Трейд-маркетинг — это продвижение продукции среди продавцов, а не конечных потребителей. Он помогает товарам попасть сначала в магазины, а уже потом — к покупателям.
Торговый маркетинг необходим производителям, которые работают в нише с высоким уровнем конкуренции.
Самые эффективные инструменты трейд-маркетинга — это торговые выставки, промоакции и реклама.
Для внедрения торгового маркетинга необходима тщательно продуманная стратегия. Составить ее помогает изучение целевой аудитории, анализ конкурентов и разработка плана действий. Кроме того, необходимо параллельно заниматься брендингом. Тогда вы с большей вероятностью достигните успеха.